Main page
/
Documents
/
Аналитический обзор от 9 июля 2009 г.

Аналитический обзор от 9 июля 2009 г.

Аналитический обзор, Минздрав России, July 09, 2009

Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – территориальные программы) во всех субъектах Российской Федерации осуществлялось в 2008 году в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год (далее – Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 286.

Правительством Российской Федерации на 2008 год установлен подушевой норматив финансирования Программы в целом, в том числе базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), в размере 4503 рубля и 2207,1 рубля соответственно.

Подушевой норматив финансирования Программы рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по условиям оказания медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу соответствующего объема медицинской помощи. Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рамках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.

Установленный подушевой норматив финансирования базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования (2207,1 рубля) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством Российской Федерации подушевой норматив финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (2295,9 рубля) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование скорой медицинской помощи, в том числе специализированной санитарно-авиационной, специализированной  медицинской помощи, включая высокотехнологичную, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги, предоставляемые лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профессиональной патологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, хосписами, больницами сестринского ухода, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями (отделениями, кабинетами) переливания крови, центрами планирования семьи и репродукции человека, а также осуществлялись расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.

Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 286 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом ОМС (далее - ФФОМС) были подготовлены и направлены руководителям органов управления здравоохранением и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации информационные письма «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» от 20 июня 2007 г. № 4888-ВС, а также от 6 августа 2007 г. № 5922-ВС и от 6 августа 2007 г. № 5874/20–и, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 27 июля 2007 г. № 12-03-08).

Отличительными особенностями реализации Программы в 2008 году являлись: продолжение выполнения основных мероприятий Приоритетного национального проекта «Здоровье», завершение реализации в 19 субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения (постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2007 г. № 816), обеспечение лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, ведение медицинскими организациями раздельного учета расходов финансовых затрат по видам медицинской помощи и условиям ее оказания.

В целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, начиная с отчета за 2008 год, постановлением Федеральной службы государственной статистики от 21 ноября 2007 г. № 90 утверждена годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению».

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях обеспечения унифицированного подхода к формированию и своевременному предоставлению сведений статистического наблюдения за 2008 год по форме федерального государственного статистического наблюдения № 62 подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации разъяснения по вопросам формирования и предоставления сведений об оказании и финансировании медицинской помощи населению (информационное письмо от 12 декабря 2008 г. № 9762-ТГ), а также проведено совещание с участием руководителей планово-финансовых служб органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, специалистов медицинских информационно-аналитических центов и бюро медицинской статистики. Основные показатели, представленные в Докладе, рассчитаны на основе сводного годового отчета по Российской Федерации по данной форме за 2008 год (приложение 1).

Кроме того, при подготовке Доклада использованы информационные материалы, представленные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральным казначейством, Российской Академией медицинских наук, ФФОМС, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным медико-биологическим агентством, а также территориальными органами управления здравоохранением и территориальными фондами ОМС.

В Докладе представлены результаты комплексной экспертной оценки уровня реализации и эффективности территориальных программ на основе фактически выполненных объемов медицинской помощи по видам и расходам с определением размера дефицита финансового обеспечения медицинской помощи гражданам из государственных источников. Дефицит финансового обеспечения территориальной программы в целом, в том числе территориальной программы ОМС, определялся как разница фактически выполненных финансовых показателей (годовой отчет по статистической форме № 62 за 2008 год) и потребности в финансовых средствах, рассчитанной на основе подушевых нормативов, установленных постановлением Правительством Российской Федерации от 15 мая 2007 г. № 286 на 2008 год, с учетом районных коэффициентов, умноженных на численность населения региона.

Для оценки эффективности реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2008 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации использованы и приводятся в Докладе показатели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Впервые в 2008 году постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 515 утверждена новая методика распределения средств нормированного запаса ФФОМС для увеличения дотаций, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС. Кроме того, по результатам комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ в 2007 году осуществлялось распределение средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.

Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2008 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2009 г. № 69 будут учтены при распределении средств нормированного страхового запаса ФФОМС для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2009 году.

Поный текст доклада размещен в Приложении "Доклад ПГГ 2008"

Категории: программа; Минздрав России; доклад; Департамент организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности.

Comments: 0