Государственно-частное партнерство может стать действенным инструментом развития здравоохранения. При ближайшем рассмотрении такое сотрудничество может быть крайне эффективным как в сфере модернизации инфраструктуры, так и в предоставлении медицинских услуг. О перспективах ГЧП в сфере здравоохранения в интервью "ГЧП-Журналу" рассказал заместитель Министра Сергей Краевой.
В последнее время звучит много мнений о размере частных инвестиций. необходимых в сфере здравоохранения. Эксперты озвучивают различные цифры. Каков, по вашему мнению, на сегодняшний день объем внебюджетных средств, которые необходимо привлекать в сферу здравоохранения?
Если мы захотим взять идеальную цифру, то, конечно она будет очень высока, и это естественно. Мы провели мониторинг подведомственных Минздраву России федеральных медицинских учреждений в части объема необходимых инвестиций. Около 40 учреждений дали свое видение. По предварительным заключениям текущая потребность в частных инвестициях только указанных учреждений составляет более 20 млрд рублей. Понятно, что это предварительные заявки, и они требуют рассмотрения и уточнения, но уже можно сказать, что порядок цифр значительный. А если мы будем перевооружать нашу приборную базу, развивать инфраструктуру, то это потребует еще более значительных величин. И это только цифра, касающаяся наших подведомственных федеральных учреждений, а если мы возьмем регионы, то там потребность в инвестициях может составить от 300 млрд до 1 трлн рублей.
Сегодня в сфере здравоохранения существуют различные формы взаимодействия государства и бизнеса, но в большинстве своем это не ГЧП? Что необходимо для системного внедрения реальных механизмов государственно-частного партнерства в столь значимую для государства и населения сферу?
На самом деле на сегодняшний день есть единственный закон, по которому мы можем говорить о действительно государственно-частном партнерстве – это 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В этом законе есть статья, посвященная объектам здравоохранения, но, к великому сожалению, даже этот закон, даже учитывая недавно внесенные в него поправки, не до конца позволяет использовать все возможности ГЧП. Что самое главное для государственно-частного партнерства? Конечно возможность длительного взаимодействия на основе взаимных обязательств и взаимной ответственности. Это подразумевает, что государство должно гарантировать частному партнеру определенный заказ по определенной цене, для того чтобы инвестор мог просчитать все свои риски и выгоды. В тоже время частная сторона в ГЧП должна гарантировать своевременное предоставление необходимого объема медицинской помощи, соответствующего качества и уровня, для того чтобы сохранить доступность, эффективность и качество медицинской помощи населению.
Схема не сложная, но на самом деле имеет много подводных течений. Первое - это наличие у частного партнера необходимых инвестиций. Важно понять, будут ли это собственные средства или кредитные линии, будут ли предусмотрены субсидии для погашения кредитных ставок. Также для того, чтобы инвестор мог сделать экономическое обоснование проекта, должна быть четко оговорена стоимость и объем услуг, которые он будет оказывать. В принципе, это возможно в рамках концессионного законодательства, но иные формы, как, допустим, строительство-эксплуатация-передача, строительство-передача-управление и другие, к сожалению, в настоящий момент наша нормативная база воплощать не позволяет. Пока, на федеральном уровне есть только один вид ГЧП – это концессии.
В ситуации правового вакуума в сфере ГЧП на федеральном уровне, около 70 регионов приняли региональные законы. Насколько эти законы, на Ваш взгляд, позволяют развивать ГЧП в здравоохранении? Может ли тот полезный наработанный опыт в дальнейшем быть синхронизирован с федеральным?
По сути дела формирование Координационного совета по развитию ГЧП при Минздраве направлено в том числе на то, чтобы систематизировать те законодательные инициативы, которые уже есть в регионах, а также провести анализ их эффективности. Первичный анализ показал, что, как правило, в большинстве регионов законы о ГЧП разрабатывались под какие-то определенные проекты. Т.е. приходит инвестор, приносит проект и за нехваткой соответствующей нормативной базы федерального уровня, под этот проект разрабатывается региональная нормативная база. Поэтому, в большинстве своем, эти нормативные акты не применимы на проекты других отраслей. И часто эти региональные законы в некоторой степени вступают в противоречие с федеральным законодательством, и это как раз то тонкое место, где появляется риск возникновения правовой ответственности за возможные нарушения, даже если эти нарушения были сделаны во благо. Вот именно для того, чтобы этого избежать, для того, чтобы убрать эти риски, как раз и необходим федеральный закон о государственно-частном партнерстве.
Но, также не могу не отметить, что есть и рациональные зерна в региональных законах. И вторым вопросом повестки дня недавно прошедшего заседания Координационного совета было рассмотрение создания рабочих групп по различным направлениям. Как раз одна из рабочих групп будет заниматься аналитикой имеющихся региональных нормативных актов и формированием соответствующих предложений для включения в федеральный закон.
Насколько, на Ваш взгляд, государство создало условия для работы частных медицинских компаний в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)? Какова реальная статистика по ОМС, по участию частных организаций в этой системе?
В настоящий момент участие в реализации базовой программы медицинской помощи, а, соответственно, участие в оказании услуг в рамках обязательного медицинского страхования носит заявительный характер, т.е. любое учреждение, любой формы собственности, имеющее соответствующую медицинскую лицензию, может заявиться для участия в программе ОМС. И сейчас этот процесс идет очень активно. Мы ожидаем, что в ближайшее время до 15% учреждений, которые участвуют в оказании медицинской помощи по программе ОМС, будут именно частными. В цифрах это около 1600 учреждений. Также необходимо сказать, что, действительно, любое учреждение может заявиться на участие в программе, но решение принимает местная комиссия при территориальном фонде ОМС. Сейчас мы проводим большую работу в направлении, чтобы в этих комиссиях, помимо представителей администрации и территориального фонда ОМС, также были представители частного здравоохранения.
Другой момент, который также хотелось отметить – это тарифы. Да, на сегодняшний день тарифы по ОМС не содержат инвестиционной составляющей, но, в тоже время, у нас есть возможность давать право на закупку медицинского оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей, таким образом, у нас возникает предположительно две ниши, где наиболее востребовано ГЧП.
Первое направление – это так называемое первичное звено, тот вид помощи, где не требуется больших инвестиционных затрат. Там, в основном, нужны управленческие способности. И существующие тарифы, и имеющаяся возможность тратить до 100 тыс. рублей вполне достаточны для того, чтобы работать в первичном звене. Вторая ниша – это высокотехнологическая специализированная медицинская помощь – та помощь, которой не хватает в самом регионе. Наиболее яркий пример – это центры гемодиализа, центры лучевой терапии, лаборатории и лабораторные исследования. Особенно дорогостоящие лабораторные исследования, которые нечасто востребованы и поэтому делать в одном лечебном учреждении невыгодно. Потому что, например, мы вскрываем набор реактивов, рассчитанный на 100 исследований, а нам нужно сделать только 5, поэтому это выгодно делать в больших централизованных лабораториях. Как правило, территориальный фонд обязательного медицинского страхования под виды помощи, которые он хочет развивать в регионе, может делать свои территориальные надбавки к тарифу. Соответственно, это тоже становится выгодно потенциальным инвесторам.
И еще, что очень важно - при возникновении желания инвестора выйти на площадку оказания медицинской помощи, необходимо, чтобы он соотносил свои возможности с потребностями территориального здравоохранения. Т.е. если, допустим, на территории региона развита хирургическая помощь во всех своих видах и проявлениях, то понятно, что для потенциального частного инвестора эта ниша уже занята. Поэтому одним из направлений деятельности нашего Координационного совета будет помощь инвесторам при взаимодействии с регионами. Мы будем помогать им находить те ниши, где инвесторы будут наиболее востребованы.
Одна из распространенных форм привлечения частного бизнеса к работе с госучреждениями – передача услуг на аутсорсинг. Расскажите, насколько эффективно эта практика развивается в регионах?
На протяжении последних лет в организации деятельности учреждений здравоохранения активно проводится передача непрофильных функций сторонним организациям. Анализ практики по аутсорсингу в регионах России, где представлен широкий спектр непрофильных услуг, показал, что наиболее часто на аутсорсинг передаются прачечные услуги, услуги по организация питания пациентов и сотрудников, техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, вывоз и утилизация мусора и отходов, организация пропускного режима и другие эксплуатационные услуги. На аутсорсинг передаются также и отдельные административные функции, такие как бухгалтерский учет, юридические услуги, делопроизводство. Иногда на аутсорсинг передаются и некоторые профильные медицинские услуги, такие как, например, лабораторные исследования.
Вместе с тем, решение о передаче функций на аутсорсинг должно приниматься взвешенно и учитывать как текущие потребности в привлечении частных организаций для выполнения соответствующих задач, так и качество выполняемых услуг и экономическую эффективность. Так, есть примеры, что в некоторых регионах в связи с отсутствием своих пищеблоков или 100% износа оборудования в пищеблоке организацию лечебного питания обеспечивает сторонняя фирма. Однако проведенный сравнительный анализ показал нецелесообразность применения аутсорсинга путем выведения обеспечивающих функций за рамки сферы деятельности медицинского учреждения. То есть, здесь тоже нужно находить золотую середину, хотя сам по себе аутсорсинг – это действительно прогрессивное явление в организации оказания услуг, но мне кажется, что наиболее эффективно аутсорсинг будет себя проявлять, когда мы будем привлекать частного оператора к управлению клиникой, и тогда он сам будет понимать, что выгодно, что невыгодно, так как эффективность и оптимизация процессов при управлении объектом оказывает непосредственное влияние на его прибыль.
Вы не раз уже ссылались на созданный при Минздраве Координационный совет по развитию ГЧП в здравоохранении. Недавно состоялось первое заседание. Что можете сказать о его результатах? На чем планируете акцентировать внимание в ближайшее время?
В состав Совета вошли 19 человек - представители федеральных министерств и ведомств, депутаты Госдумы, руководители общественных организаций, представляющих интересы пациентов, а также представители экспертного сообщества. Возглавила Координационный совет Министр здравоохранения Вероника Скворцова. Главными задачами на ближайший период являются: развитие методологической базы, участие в законотворческой деятельности, выявление и тиражирование лучших российских практик, информационное сопровождение проектов ГЧП и, конечно же, важным этапом будет создание базы перспективных проектов, куда требуются частные инвестиции, а также реестр потенциальных инвесторов, которым эти проекты можно предлагать, как на федеральном, так и на региональном уровне.
На первом заседании были рассмотрены основные подходы к возможным направлениям развития государственно-частного партнерства, а также существующие ограничения для использования механизмов ГЧП в сфере здравоохранения. Членами Координационного совета были отмечены основные «болевые точки» применения механизмов ГЧП, актуальные, в первую очередь, для реализации крупных инфраструктурных объектов – обеспечение необходимого уровня рентабельности соответствующих проектов для частных инвесторов при условии сохранения социальных обязательств государства в части оказания услуг гражданам. Также отдельное внимание было уделено необходимости информационного сопровождения проектов государственно-частного партнерства.
В первом заседании также участвовали представители региональных властей, тех субъектов, где на сегодняшний день наиболее развито взаимодействие государства и бизнеса. Они поделились своим опытом, обозначили имеющиеся трудности и пробелы. Их опыт, конечно, для нас очень важен. Даже первое заседание показало большой интерес к развитию ГЧП в здравоохранении. Многие высказались по поводу необходимости информационного сопровождения проектов в сфере здравоохранения, в которых участвуют частные инвесторы. Почему? Потому что есть необходимость менять отношение населения к частным услугам в здравоохранении. Очень большое значение имеет правильное преподнесение информации о государственно-частном партнерстве - на сегодняшний день этого очень не хватает. Потому что, когда мы говорим о ГЧП, первая мысль, которая возникает, это то, что государство отдает медицинские услуги частникам и от этого будет страдать пациент – либо с него будут брать деньги, либо будет страдать качество. Поэтому правильная информационная политика в государственно-частном партнерстве, а особенно в такой болезненной и чувствительной сфере, как здравоохранение, очень важна. Должна быть максимальная информационная открытость, необходимо проведение разного рода мероприятий, в том числе публичных слушаний по проектам. При Координационном совете даже будет создана специальная рабочая группа, которая будет заниматься информационным сопровождением.
А как будет строиться взаимодействие Координационного совета с бизнесом?
Специально для более тесного диалога с бизнесом мы предусмотрели создание при Совете рабочих групп. Именно в рабочие группы мы и будет приглашать частных партнеров и инвесторов, чтобы рассматривать конкретные предложения и проекты, привлекать экспертов для оценки рисков как для пациентов, так и для самого бизнеса. На первом заседании мы очень много говорили прежде всего об интересах пациентов, но в то же время все реалисты и понимают, что интересы бизнеса также имеют большое значение. Без прибыли бизнес умрет – засохнет, как дерево без воды. Поэтому нам важно создать такие условия, чтобы бизнесу было интересно приходить в здравоохранение и брать на себя по сути обязанности государства по предоставлению услуг населению.
Интервью размещено на сайте журнала pppjournal.ru
Категории: заместитель министра; ГЧП.
Comments: 0