10 июня 2015 года у Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева прошло видеселекторное совещание "О ходе реализации Концепции демографической политики". На совещании выступила с докладом Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова:
"Уважаемый Дмитрий Анатольевич! До 2014 года смертность населения снижалась в соответствии с планируемыми целями, однако с середины 2014 годаотмечено замедление положительной динамики, и по результату года смертность осталась на уровне 2013 года, плюс 330 смертей, или 0,1% от уровня 2013 года. При этом (следующий слайд) младенческая смертность продолжала снижаться и достигла по результатам I квартала 2015 года исторического минимума – 6,6 с учётом уже зарегистрированных маловесных детей. Материнская смертность также достигла своего исторического минимума – 10,8 на 100 тыс. родившихся живыми (это 210 женщин) в Российской Федерации всего. Хотелось напомнить, что в 2010 году наши планы были существенно выше, мы должны были выйти на 19,1 по результатам 2014 года.
Повышение смертности у взрослых отчасти связано с увеличением продолжительности жизни и изменившейся возрастной структурой населения, о чём Вы уже сказали, Дмитрий Анатольевич. По данным Росстата, вклад постарения составляет 1,7 процентных пункта, поэтому при пересчёте смертности 2014 года по структуре населения 2013-го она была бы ниже на 27,5 тыс. человек, составила бы 12,8.
В I квартале текущего года негативные тенденции по повышению смертности сохранялись. Рост числа умерших в январе, феврале и особенно марте был отмечен в 52, 60 и 82 регионах страны. В целом за I квартал смертность увеличилась на 5,2%. Однако в апреле уровень смертности снизился, практически достигнув уровня апреля 2014 года, разница – 0,17%.
В результате, по данным четырёх месяцев, превышение смертности составило 3,7%. С учётом данных Росстата о вкладе постарения можно сделать заключение о том, что примерно половина увеличения этой смертности связана с возрастной структурой населения и с постарением населения, но половина – с другими факторами.
Следующий слайд. Анализ помесячных паттернов по числу смертей с 2004 года по 2015 год по основным причинам показал достоверное повышение в I квартале числа умерших от гриппа, ОРВИ и пневмонии. Аналогичное наблюдалось только в периоды эпидемических пиков 2005 и 2011 годов. Данная тенденция отмечена не только в России, но и в ряде других европейских стран, по интенсивности близкая к российской – в 14 странах Европы, так как предоставленный ВОЗ актуальный вакцинный штамм гриппа не учёл дрейфа штамма H3N2.
Таким образом, вакцинация против гриппа в 2014 году не могла предотвратить всех неблагоприятных исходов: умерло на 23% больше (это более 2 тыс. больных), чем в предыдущем году, и составило это примерно 18% от всех причин смертей, связанных с болезнями.
Я не буду останавливаться на той работе, которую мы провели по анализу каждой смерти. Мы подняли 100% всех историй умерших. Хотелось бы только сказать, что из более чем 2 тыс. умерших от острой пневмониивирусного генеза и, соответственно, с осложнением бактериальным толькодва человека были привиты от гриппа, притом что в целом по стране привито более 42 млн человек. 38,5 млн – за счёт средств федерального бюджета. Соответственно, можно сделать вывод о том, что определённые слои населения – а, по нашему детальному анализу, 69% больных – это были больные из социально неблагополучных категорий, страдающих бытовым пьянством и алкоголизмом, – оказываются вне наших профилактических мероприятий.
Грипп и ОРВИ имеют не только самостоятельное значение, но они тесно, линейно связаны с широким спектром основных причин смерти, прежде всего с сосудистыми заболеваниями. Именно поэтому в январе и марте была повышена смертность и от сосудистой патологии у людей, перенёсших инфекционные заболевания, а в апреле смертность от сосудистой патологии снизилась на 2% ниже уровня апреля 2014 года.
Динамика смертности неравномерна по стране. Хотелось бы отметить, что, несмотря на все привходящие обстоятельства, у нас отмечено снижение смертности в 25 субъектах Российской Федерации. Среди лучших регионов, где зарегистрирована положительная динамика и самые низкие показатели смертности, следует отметить Ненецкий автономный округ, республики Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и город Санкт-Петербург. В то же время отрицательная динамика наблюдалась в 37 регионах. Из них наиболее высокие показатели смертности отмечались в Еврейской автономной области, Курской, Ивановской, Липецкой, Орловской, Свердловской и Тамбовской областях.
Выездные проверки проведены в этих и других регионах Росздравнадзором, Фондом ОМС вместе с Министерством здравоохранения. Выявили большое количество недоработок, нарушений порядков оказания медицинской помощи и грубых ошибок в ведении больных. Я не буду их все перечислять, они есть на слайде.
Хотелось бы отметить, что по результатам 2014 года число нарушений превысило 22,5 тыс., штрафных санкций наложено Росздравнадзором на 73 млн рублей, возбуждено 41 уголовное дело и приостановлена деятельность 22 медицинских организаций. По результатам проверок за последние два года произошла смена 29 региональных министров здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
Для устранения выявленных негативных тенденций Минздравом с этого года введены дополнительные меры. Следующий слайд, пожалуйста. Впервые установлены предельные сроки ожидания медицинской помощи пациентами – как консультаций специалистов, лабораторных, диагностических исследований, так и плановой госпитализации.
Сейчас сформирован вместе с экспертным сообществом пул клинических рекомендаций, протоколов лечений, и мы начали процедуру их активного внедрения. Хотелось бы отметить, что мы пошли на беспрецедентные меры, введя ежемесячный мониторинг основных технологических показателей оказания медицинской помощи, из них 19 ключевых. И мы провели сейчас анализ по I кварталу 2015 года, выявили грубейшие нарушения клинических протоколов ведения больных.
Я просто несколько примеров приведу.
Есть жизнеспасающие мероприятия, такие как тромболизис при остром коронарном синдроме. В странах с развитыми системами здравоохранения обычно его применяют в 40–45% случаев. В нашей стране мы поставили целевой показатель 20–25, у нас в 13 регионах проводится менее чем в 10%случаев. В Еврейской автономной области, в Республике Северная Осетия – Алания тромболизис вообще не проводится. При этом и процент чрескожных оперативных вмешательств, таких как стентирование и ангиопластика, тоже значительно ниже рекомендуемого уровня. В результате у нас больные с жизнеугрожающими состояниями остаются без адекватной помощи при наличии всех возможностей для её оказания(закупленных лекарствах, подготовленных врачах и так далее).
При ишемическом инсульте ещё более серьёзная ситуация. Мы взяли минимальный достаточно уровень (5% охвата тромболизисом), но в 43 регионах этот показатель существенно ниже, в 14 регионах тромболизис вообще не проводится, включая Еврейскую автономную область, потому что так получается, что это один из самых неблагополучных с точки зрения здравоохранения регионов страны.
Я не буду останавливаться на остальных показателях, но хочу сказать, что беспрецедентные просто нарушения выявляются. Не проводится диспансерное наблюдение лиц из групп риска и элементарные правила медицинского обеспечения…
С марта с учётом понимания, что сверхсмертность формируется в первичном звене, мы ввели наряду с этим ежемесячным мониторингом технологических показателей ещё и еженедельный мониторинг числа смертей на каждом участке у каждого врача или фельдшера, который выполняет функции врача, и сейчас уже подвели итоги первыхеженедельных отчётов. Хотелось бы обратить внимание, что мы видим сверхсмертность на конкретных участках, где неэффективно работает конкретный человек, выполняющий функции врача или фельдшера. Вологодская область, Череповецкая городская поликлиника №7, участок №14, врач Сыругланова – семь смертей за одну неделю. Кемеровская область, Центральная городская больница, участок №6, врач Крахматова. Свердловская область, Сухоложская районная больница, участок №18, врач Воронина. Таким образом, мы просто сейчас уже вынуждены выходить на ручное управление и еженедельно анализировать информацию по каждому участку – и врачебному, и фельдшерскому.
Мы организовали межведомственную комиссию при Минздраве по анализу причин смертей и принятию мер по снижению смертности. Мы просили регионы организовать аналогичные комиссии в каждом регионе. Для каждого региона Минздравом из числа руководящего состава обозначено ответственное лицо, которое еженедельно докладывает мне результаты по ситуации в каждом регионе. Ольга Юрьевна Голодец раз в две недели заслушивает эту тему на видеоселекторах в Правительстве. И, конечно, для того, чтобы решить те проблемы, Дмитрий Анатольевич, о которых Вы говорили, нам надо значительно увеличить шаг в снижении смертности. И для этого мы считаем необходимым несколько мер принять, прежде всего привести схемы территориального планирования первичной помощи и маршруты доставки больных в полное соответствие с порядком организации оказания медицинской помощи. Эту работу мы вместе с регионами начали, но необходимо её завершить в кратчайшие сроки.
Кроме того, необходимо продолжить тот технологический мониторинг, который мы в этом году начали, – ежемесячный и еженедельный. Безусловно, мы вместе с Министерством труда, с фондами обязательного медицинского страхования и социального страхования разрабатываемсистему мер по повышению ответственности и населения за своё здоровье, и работодателей за здоровье работающих, и мы представим в ближайшее время эти меры. И мы хотели бы просить, Дмитрий Анатольевич, поручить высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить комплексы мер, направленные на снижение смертности населения, с 2015 по 2018 год и в обязательном порядке создать региональные межведомственные комиссии по реализации этих комплексов мер по снижению смертности.
Кроме того, с учётом огромного вклада немедицинских факторов в показатели смертности (это 50–60% образ жизни и стиль жизни) необходимо, безусловно, принять дополнительные меры к профилактике бытового пьянства и алкоголизма (это 43% вклада в смертность мужчин трудоспособного возраста и 31% – в формирование предварительной смертности женщин трудоспособного возраста). Ну и также культура здорового питания и все остальные условия здорового образа жизни. Спасибо".
Категории: Министр.
Comments: 0