Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
В соответствии с Вашими поручениями, прозвучавшими в посланиях к Федеральному Собранию, Минздравом проведены мероприятия, направленные на увеличение объёма высокотехнологичной медицинской помощи и обеспечение её бесперебойного финансирования, а также на совершенствование защиты прав граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, по получению доступной и бесплатной медицинской помощи.
Прежде всего, по первому вопросу хотелось бы отметить, что в 2014 году создана новая организационная модель оказания высокотехнологичной медицинской помощи, которая построена на поэтапном погружении отдельных методов высокотехнологичной помощи в систему обязательного медицинского страхования.
Наиболее растиражированные методы погружаются в базовую программу ОМС, а наиболее сложные, уникальные, ресурсоёмкие методы в основном оказываются федеральными медицинскими организациями. Это позволило существенно нарастить объёмы высокотехнологичной помощи. И Ваше, Владимир Владимирович, поручение увеличить в полтора раза объём высокотехнологичной помощи к уровню 2013 года к 2017 году было выполнено в середине 2015 года. В 2013 году мы пролечили 505 тысяч больных высокотехнологичными методами, по результатам 2015 года – уже более 823 тысяч, в этом году мы пролечим более 900 тысяч человек.
При этом важно отметить, что очень существенно увеличились объёмы тех высокотехнологичных методов, которые оказываются при наиболее востребованных направлениях. Скажем, стентирование сосудов сердца. Количество стентирований увеличилось более чем в три раза. По данным 2015 года, уже 126 тысяч. Причём 70 процентов стентирований проводятся в экстренных условиях, при остром коронарном синдроме, при остром инфаркте миокарда, и это позволило в прошлом году сохранить более 80 тысяч жизней.
Эндопротезирование крупных суставов увеличилось на 44 процента, до 89 тысяч. И отдельно хотелось бы отметить существенное увеличение объёма вспомогательных репродуктивных технологий, экстракорпорального оплодотворения в 3,6 раза. Это позволило нам в прошлом году родить 30 тысяч здоровых детей через ЭКО.
Сегодня высокотехнологичная помощь оказывается 919 медицинскими организациями, из них только 15,5 процента (142) – это федеральные организации. При этом федеральные центры оказывают более 70 процентов всех видов сложной высокотехнологичной помощи и 21 процент – высокотехнологичной помощи, включённой в базовую программу ОМС.
Создание новой организационной модели оказания высокотехнологичной помощи потребовало изменения финансовой модели. И в этом году, в июле, Вами был подписан федеральный закон о внесении изменений в закон об обязательном медицинском страховании, где вводится новая модель финансового обеспечения тех видов высокотехнологичной помощи, которые не включены в базовую программу ОМС, также из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, но на основе соглашения между Фондом и федеральными органами исполнительной власти, которые являются учредителями федеральных центров. Таким образом, федеральным центрам выделяется субсидия на основе государственного задания, которое формулируют учредители. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Все проекты нормативных актов для его реализации подготовлены и в срок внесены в Правительство Российской Федерации. Мы учли все необходимые объёмы финансирования в бюджете Фонда на 2017–2019 годы, и хотелось бы отметить, что они предусматривают дальнейшее увеличение объёмов высокотехнологичной помощи, на будущий год это уже более 960 тысяч человек, из которых 450 тысяч будут пролечены в федеральных центрах.
По второму вопросу, если можно. Вопрос – оказание бесплатной доступной медицинской помощи населению. Хотелось бы отметить, что, безусловно, одной из наиболее приоритетных и очень сложных задач для отечественного здравоохранения является совершенствование первичной медицинской помощи, помощи первичного звена, особенно в сельской местности и в труднодоступных районах страны. Однако в этом направлении за последние два года проведён целый комплекс мероприятий и достигнуты определённые положительные результаты. Совместно с Фондом ОМС в 2014 и 2015 годах мы обеспечили персональное прикрепление каждого застрахованного лица к конкретному врачу или фельдшеру первичного звена, что позволило оценить фактическую нагрузку на каждого медицинского работника, оптимизировать количество прикреплённого населения и, кроме того, существенно повысить ответственность врача и фельдшера за результаты своей работы персональной.
Впервые в 2014 году – рекомендательно, а в 2015 году уже в обязательном порядке внедрены предельные сроки ожидания разных видов медицинской помощи, которые закреплены программой государственных гарантий, и этим обеспечена своевременность её оказания. Подобные сроки введены для ожидания участковых врачей, специалистов первичного звена, диагностических различных процедур и мероприятий, плановой и экстренной госпитализации, скорой и неотложной помощи.
Полностью обновлены или впервые созданы необходимые нормативные акты по территориальному планированию размещения медицинской инфраструктуры, и в 2015 году совместно с субъектами Российской Федерации создана и внедрена геоинформационная система, которая включает информацию обо всех населённых пунктах на территории страны, в каждом регионе со всей транспортной инфраструктурой как федерального, так и регионального значения, и всей сетью медицинских организаций.
Внедрение геоинформационной системы позволило нам к началу текущего 2016 года определить зоны повышенного риска вне выполнения тех предельных сроков ожидания, которые являются сейчас обязательными на всей территории. Это позволило нам 15 марта текущего года утвердить федеральный комплекс мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи, и на его основе в каждом регионе составить региональную программу. Компонентами этой программы наряду с развитием медицинской инфраструктуры и транспортной инфраструктуры является оптимизация маршрутов доставки пациентов и, кроме того, развитие выездных форм работы, санитарной авиации, информационных технологий и решения необходимых кадровых вопросов. За реализацией этих программ мы очень жёстко смотрим.
Хотела бы сказать, что важным направлением совершенствования первичной медико-санитарной помощи явилось создание единой системы лицензионного контроля за деятельностью медицинских организаций, этот закон был принят в этом году в апреле, и фактически мы сформировали централизацию на федеральном уровне лицензионного контроля. Росздравнадзор проводит мероприятия по контролю за доступностью и своевременностью медицинской помощи на всей территории страны.
Кроме того, в 2015 году Минздравом был внедрён еженедельный и ежемесячный мониторинг эффективности мер по снижению смертности на каждом из 60 тысяч терапевтических участков и в каждом регионе в целом. Фактически у нас появилась возможность точечного регулирования ситуации в любом территориальном образовании.
В соответствии с Вашим поручением, озвученном в Послании, Министерство здравоохранения совместно с Федеральным фондом ОМС активно формирует пациентоориентированную модель деятельности страховых медицинских организаций, создаётся институт страховых представителей, которые, по сути, и должны быть помощниками и защитниками прав пациентов.
Ваше задание было – начать эту работу с 2016 года. В начале года были сформулированы функциональные обязанности страховых представителей и прописан механизм их взаимодействия с пациентами, застрахованными на всех этапах оказания медицинской помощи. В начале года были приняты все необходимые нормативно-правовые акты, в том числе внесены изменения в правила деятельности обязательного медицинского страхования, и были разработаны и внедрены программы по подготовке страховых представителей разного функционального уровня.
На сегодняшний день подготовлено более 1600 специалистов. С 1 июля мы внедрили первый этап системы, во всех страховых медицинских организациях открыты контакт-центры и «горячие» телефонные линии, где обученные специально операторы отвечают на вопросы и проводят информационные консультации по получению бесплатной медицинской помощи, условиям и срокам её получения, а также помогают организовывать проведение диагностических мероприятий и выбор медицинских организаций для оказания плановой госпитальной медицинской помощи.
Со следующего года, с 1 января 2017 года, мы запускаем второй этап. Информирование уже индивидуального и СМС-оповещения всех застрахованных о необходимости прохождения диспансеризации, вакцинации, о попадании в ту или иную группу здоровья по результатам диспансеризации, необходимого диспансерного наблюдения.
И последний этап будет включён 1 января 2018 года, когда будет внедрена программа повышения ответственности за своё здоровье каждого застрахованного, то есть мотивирование каждого гражданина к выполнению рекомендаций врачей, приверженности к лечению. И, кроме того, будут внедрены программы по досудебному расследованию различных конфликтных ситуаций и спорных вопросов, фактически оказание правовой помощи. Таким образом, мы надеемся, что в течение ближайших полутора-двух лет будет сформирован эффективный механизм помощи и сопровождения каждого застрахованного в ОМС при получении медицинской помощи, кроме того, учёта и формирования ответственности за своё здоровье, что будет нам очень важно на следующих этапах развития отечественного здравоохранения.
Спасибо.
Категории: Вероника Скворцова.
Comments: 0