Из-за сурового климата и географической удаленности построить эффективную систему здравоохранения в Сахалинской области – нетривиальная задача. О том, какие усилия прикладывают региональные власти, корреспонденту Российского агентства медико-социальной информации АМИ рассказал Министр здравоохранения Сахалинской области Александр Зубков.
- Какие ключевые показатели удалось улучшить в здравоохранении региона в 2014 году и как решались основные проблемы отрасли?
- Во-первых, давайте рассмотрим ситуацию через призму ключевых индикаторов. В регионе по итогам 2014 года на 0,8 проц снизилась смертность населения, в том числе наблюдаются положительные тенденции по снижению смертности от основных заболеваний, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, туберкулеза.
Ожидаемая продолжительность жизни сахалинцев за 5-летний период увеличилась на 2,8 года и составила в 2013 году 67,7 лет.
Если сравнить 2014 год с 2013 годом, то следует отметить, что коэффициент рождаемости увеличился на 4,6%, в прошлом году в области родилось на 273 ребенка больше чем годом ранее.
В регионе активно развивается высокотехнологичная медицинская помощь. В 2014 году данные виды помощи оказывали 4 учреждения, это ГБУЗ «Сахалинская областная больница», ГБУЗ «Детская областная больница» и ГБУЗ «Сахалинский областной онкологический диспансер». С 2015 года получила лицензию Тымовская ЦРБ. В настоящее время к лицензированию ВМП приступило ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова». В результате в 2014 году такая помощь была оказана 1515 пациентам, что на 470 человек больше, чем годом ранее.
- Как обстоят дела с медицинскими кадрами? Не секрет, что во многих регионах привлечение кадров в отрасль большая головная боль руководителей местных органов здравоохранения.
- Проблема дефицита медицинских кадров в Сахалинской области решается с 2013 года в рамках долгосрочной целевой программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Сахалинской области на 2013-2017 годы», а 1 января 2014 года в рамках подпрограммы №6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения Сахалинской области на 2014-2020 годы».
В рамках кадровых программ за период 2013 – 2014 годы в систему здравоохранения Сахалинской области было привлечено 156 врачей-специалистов и 172 специалиста среднего звена.
В рамках кадровой программы за период 2015 - 2020 годы планируется привлечь в Сахалинскую область 670 врачей и 1350 специалистов среднего звена.
Специалистам, привлекаемым в рамках кадровых программ, предоставляются меры социальной поддержки в виде единовременных выплат. Кроме того, врачи-специалисты обеспечиваются служебным жильем.
Общий объем средств, предусмотренный в областном бюджете на финансирование мероприятий кадровой программы на период 2014-2020 годы составляет свыше 1,5 млрд. рублей.
Начиная с этого года приоритет по кадровой укомплектованности будет отдан амбулаторно-поликлинической службе.
Всего по состоянию на начало 2015 года в госучреждениях здравоохранения области работает 2046 врачей и 5479 среднего медицинского персонала. В тоже время в медицинских ВУЗах страны проходят подготовку по программам высшего профессионального образования 365 студентов и 35 будущих врачей обучаются по программам послевузовского профессионального образования.
- Давайте поговорим об оптимизации системы здравоохранения региона? Каким путем она идет? Есть ли какие-то особенности?
- В первую очередь мы обращаем особое внимание на развитие стационарозамещающих технологий в больничных учреждениях. Так, число коек круглосуточного пребывания в медицинских организациях области планово снижалось и составило к концу 2014 года 5650 коек. При этом, число пациенто-мест в поликлиниках увеличилось на 322 (или 34%), а количество пролеченных больных в дневных стационарах увеличилось на 25 %.
В рамках процесса модернизации мы делаем акцент на развитии сети межмуниципальных центров и первичных сосудистых отделений. На сегодня у нас функционирует региональный сосудистый центр на базе Сахалинской областной больницы, пять первичных сосудистых отделений, которые были организованы более 5-и лет назад и еще два начали работу с января 2015 года.
Во всех районах области созданы первичные онкологические кабинеты, организовано направление пациентов в межмуниципальные онкологические центры, которые работают на базе Холмской, Охинской и Поронайской центральных районных больниц, также с 2015 года начинают свою работу онкологические межмуниципальные центры в Тымовской и Углегорской ЦРБ.
В регионе также выстроена трехуровневая система маршрутизации пострадавших пациентов для оказания помощи пострадавшим при ДТП. Травмацентры организованы в медицинских организациях, расположенных вдоль федеральных трасс и трасс регионального значения с высокой интенсивностью движения.
Планы поэтапной оптимизации медицинских организаций с учетом территориального планирования намечены в дорожных картах медицинских организаций и при их реализации необходимо уделять особое внимание их обсуждению с профессиональным сообществом, анализу кадрового состава, исходя из потребности организации, решению вопросов трудоустройства специалистов высвобождающихся при реформировании, в том числе переводу из стационаров в амбулаторно-поликлиническое звено.
- Как реализуются программы по созданию фельдшерско-акушерских пунктов и кабинетов врачей общей практики в вашем регионе?
- Развитие сети ФАП и амбулаторий является приоритетными направлениями развития сельского здравоохранения в регионе. В период проведения реорганизационных мероприятий у нас не было сокращено ни одного ФАПа, они были сохранены и в тех селах, в которых проживает малое количество граждан. Такое решение принято с учетом климато-географических особенностей региона, низкой плотностью населения в средней и северной части острова Сахалин, а также сложным транспортным сообщением между населенными пунктами.
До 2020 года запланировано строительство 49 ФАПов и 11 амбулаторий. В настоящее время самостоятельных офисов врачей общей практики в регионе не создано, это связано в первую очередь с дефицитом врачебных кадров. Рассматривать создание офисов будет возможно по мере привлечения специалистов в регион.
- Какие спецпрограммы для пенсионеров и ветеранов войны существуют в регионе? Как они выполняются?
- Конечно же, для нас любая забота о старшем поколении - это приоритетная работа. Мы реализуем социальный проект «Кнопка жизни», в рамках которого были распределены 2300 комплектов устройств по всем муниципальным образованиям Сахалинской области. Проект направлен на оказание помощи ветеранам ВОВ, пожилым гражданам с ограниченными возможностями в экстренных ситуациях, в том числе экстренной и неотложной медицинской помощи.
Следует также сказать о другом направлении работы. В населенных пунктах, где отсутствуют аптеки и подразделения Центра социального обслуживания, доставка фармацевтической продукции гражданам из аптечных организаций осуществляется специалистами участковой службы, фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов или сотрудниками скорой медицинской помощи. При медицинских учреждениях организованы «мобильные бригады» по доставке лекарственных препаратов ветеранам ВОВ.
В регионе также принята региональная программа «Старшее поколение Сахалинской области на 2014 - 2018 годы», которая направлена на улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности. В рамках программы проводится зубопротезирование этих групп граждан. В 2014 году было обеспечено ортопедическое лечение (зубопротезирование) 591 человеку, в том числе 110 инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
- Как идет работа по налаживанию диалога с гражданским обществом? Сотрудничает ли здравоохранение с общественными организациями?
- Вы знаете, это очень важный вопрос для нас. Мы постоянно работаем и развиваем контакты с различными общественными организациями и движениями, в том числе пациентскими. При министерстве здравоохранения Сахалинской области создан Общественный совет, в который входят представители как пациентских, так и других общественных медицинских организаций. Активно участвуем в публичных мероприятиях. Не чураемся и обсуждения насущных вопросов развития здравоохранения, в том числе и на публичных площадках, в СМИ. Из особо значимого следует упомянуть рабочую встречу с региональным отделением ОНФ, которая состоялась в начале года. В ходе встречи мы очень конструктивно общались, обсуждали актуальные вопросы развития и функционирования системы здравоохранения. В итоге мы пришли к тому, что разработаем совместный план мероприятий, в рамках которого будут затронуты такие направления, как качество медицинских услуг, кадровая обеспеченность региональной системы здравоохранения. Кроме того, 12 марта 2015 и 11 апреля 2015 состоялись рабочие встречи с инициативной группой МО Корсаковский городской округ, в состав которой входила представитель ОНФ, с обсуждением вопросов доступности оказания медицинской помощи.
http://ria-ami.ru
Comments: 0