В связи с заявлением фонда "Здоровье" о необходимости обосновать целесообразность закупок Минздрава России в сфере информатизации, которые связаны с арендой площадок для вычислительных мощностей федерального Центра обработки данных (ФЦОД), Минздрав России сообщает следующее.
ФЦОД, реализованный по модели «частного облака», согласно Концепции, утвержденной Минздравсоцразвития в 2011 году, является основным элементом инфраструктуры Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Помимо хранения данных, ФЦОД обеспечивает вычислительные процессы размещенных информационных систем.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 2424-р, Минздрав России заказывает у единственных исполнителей (ФГУП «Восход», ОАО «Ростелеком», ГК «Ростех») вычислительные мощности (территориально разнесённые основная, резервная, тестовая площадки) для обеспечения работоспособности федеральных информационных систем – компонентов ЕГИСЗ.
Территориальная распределенность участников ЕГИСЗ, специфика работы многих медицинских организаций предъявляют высокие требования к ФЦОД ЕГИСЗ, который должен обеспечивать в круглосуточном режиме постоянную доступность и бесперебойную работу сервисов. Так, инфраструктурная составляющая ФЦОД ЕГИСЗ создана с применением требований, определяемых международным стандартом TIA-EIA-942 по уровню Tier 3, с уровнем доступности сервисов не менее 99,5%. При этом для защиты данных, обрабатываемых и хранимых в ЕГИСЗ, обеспечивается резервное копирование данных (виртуальных машин, баз данных, системных настроек операционных систем и приложений).
Стоит отметить, что в структуре затрат на предоставление услуг ФЦОД ЕГИСЗ доля затрат на компоненты вычислительной инфраструктуры и инфраструктуры хранения данных ФЦОД ЕГИСЗ составляют не более 40% от объема всех затрат, за счет остальных средств обеспечивается эксплуатация инфраструктуры ФЦОД ЕГИСЗ, в том числе техническое обслуживание оборудования, контроль и мониторинг работы программно-технических средств ЕГИСЗ и т.д.
"Следует особо отметить, что на мощностях ФЦОД ЕГИСЗ размещаются все компоненты федерального сегмента ЕГИСЗ, а доля системы "Интегрированная электронная медицинская карта", к которой, по-видимому, апеллирует фонд "Здоровье", занимает около 20% от объёма выделенных вычислительных мощностей, – отмечает директор Департамента информационных технологий и связи Минздрава России Елена Бойко. – Следовательно, сопоставление выделенного объёма вычислительных мощностей и численности граждан, медицинские данные которых хранятся в электронном виде, мягко говоря, некорректно".
Фонд "Здоровье" анализирует загрузку ФЦОД на данных 2014 года, тогда как в настоящее время в системе ИЭМК уже 21,6 млн. электронных карт, а в соответствии с подписанными субъектами "дорожными картами" до конца 2015 года в ИЭМК будут загружены уже 38 млн. электронных карт, подчеркивает Елена Бойко.
"Таким образом, Минздрав России рассчитывает прогноз загрузки вычислительных мощностей, основываясь на опыте и документированных расчётах, а не на предположениях", – отмечает директор Департамента.
Сравнивать расходы на вычислительные мощности ЕГИСЗ и стоимость оказания медицинской помощи также некорректно, указывает Елена Бойко.
"Во-первых, поэтапная программа создания единого информационного пространства в здравоохранении нацелена на повышение эффективности процессов, в том числе расходов на оказание медицинской помощи. Во-вторых, вычислительные мощности для обработки данных в принципе недешёвая инфраструктурная составляющая в проектах подобного масштаба, и не составит труда найти на сайте госзакупок цену контрактов на аналогичные услуги. Поэтому, говоря про затраченные 60 млн. в 2011 году на ЦОД, необходимо анализировать не факт его создания, а мощность и требования к безопасности", – заключает эксперт.
Категории: ЕГИСЗ; Департамент информационных технологий и связи; информатизация здравоохранения.
Comments: 0