Main page
/
Региональные новости
/
Магадан: "Здравоохранение области развивается в непростых условиях"

Магадан: "Здравоохранение области развивается в непростых условиях"


 

 

 

Гарафитдин Зайнутдинов: «Здравоохранение Магаданской области развивается в непростых условиях»

   02 сентября 16:53
 

Магаданская область является одной из самых непростых с точки зрения климатических и экономических условий. Высокий процент онкологических заболеваний, удаленность от областного центра и дефицит медицинских кадров – лишь малая часть трудностей, с которыми приходится сталкиваться населению и властям области. Об этом и основных тенденциях в региональном здравоохранении в беседе с РИА АМИ рассказал министр здравоохранения и демографической политики Магаданской области Гарафитдин Зайнутдинов.

Гарафитдин Атласович, расскажите об основных итогах работы системы здравоохранения в вашем регионе 2014 году. Какие ключевые показатели удалось улучшить? С чем возникли основные проблемы? Как планируете их решать?

Развивая систему здравоохранения в Магаданской области, нам приходится сталкиваться со множеством трудностей – такова специфика региона. Для повышения ключевых показателей, свидетельствующих об улучшении качества здоровья населения, в области на протяжении последних нескольких лет реализуется комплекс мер, который, на мой взгляд, приносит свои результаты. С 2013 г. в регионе налажена выездная работа врачебных бригад и диспансеризация населения. В прошедшем году по итогам 219 выездов в поселки районов, в ходе которых было осмотрено свыше 8 тысяч, более 200 из них получили стационарное лечение.

Что касается диспансеризации, признаться, начиналась она в регионе непросто. В первый год ее проведения с планом не справились. Провели системный анализ, учли специфику субъекта, пересмотрели организационные подходы, изучили опыт коллег из других субъектов. Потом ввели дополнительный день  для прохождения диспансеризации, организовали выезды на крупные предприятия, в микрорайоны города и т.д. Не обошлось без информационно-разъяснительной работы среди жителей. В 2014 году по итогам  диспансеризации установлены заболевания почти у 6 тысяч человек, основная часть из которых на сегодня получила необходимое лечение. Результатом проводимой работы, несомненно, является позитивная динамика, которую мы отмечаем по основным демографическим показателям. В 2014 году показатель смертности у нас был ниже среднероссийского на 9,2% и ниже среднего показателя смертности по ДВФО на 5,5%. В результате снижения смертности впервые за 20 лет в 2013-м и 2014-м годах показатель естественного прироста населения имеет небольшое, тем не менее, положительное значение.

У нас отмечаются положительные результаты снижения смертности по основным заболеваниям, существенно, на 27,0%, снизилась по сравнению с 2013 годом младенческая смертность. Смертность от болезней системы кровообращения снизилась с 2011 года на 12,5%. Это стало возможным благодаря открытию в 2011 году регионального сосудистого центра на базе Магаданской областной больницы. С момента открытия в центре пролечено свыше 3 тысяч больных, выполнено более 13 тысяч рентгенохирургических вмешательств. К сожалению, в Магаданской области остается высоким уровень онкологической заболеваемости. За последние 10 лет она выросла на 30%. Поэтому главной задачей, которую сегодня решает правительство области, является создание современных условий для лечения онкологических больных. В настоящее время в областном центре строится новый радиологический корпус с реконструкцией существующего здания онкологического диспансера. Ввод в эксплуатацию этого объекта и оснащение диспансера современным высокотехнологичным оборудованием по федеральной программе позволит сохранить жизнь большинству онкологических больных и снизить уровень смертности.

В здравоохранении области сохраняется ряд проблем, которые пока не удается разрешить. В частности, у нас более чем на 10% выросла смертность от болезней органов дыхания и пищеварения. С этой целью проведен анализ причин и факторов такого роста и разработаны конкретные региональные планы мероприятий,  на которые из резервного фонда губернатора уже в текущем году  выделены дополнительно более 12 млн рублей.

Как строится работа в области по лекарственному обеспечению граждан, в том числе  льготных категорий граждан?

Вопросы лекарственного обеспечения населения, в том числе мониторинга ценовой и ассортиментной доступности лекарственных препаратов, находятся на постоянном контроле правительства Магаданской области. Этот процесс осуществляется у нас через 37 медицинских организаций, 73 аптечных учреждения. Кроме того, 750 врачей и фельдшеров осуществляют выписку рецептов на лекарственные препараты, в том числе по льготному лекарственному обеспечению участвуют 19 медицинских организаций, 12 аптечных организаций,  370 врачей и фельдшеров. В сельской местности, где отсутствуют аптеки, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в 8 районных больницах, имеющих 18 структурных подразделений. Для оперативного решения вопросов, связанных с лекарственным обеспечением населения, проводится еженедельный мониторинг доступности лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, работают телефоны «горячей линии».

Недавно Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос создания государственной сети аптек. Как решается этот вопрос в регионе, когда будут созданы муниципальные аптеки и кто займется их созданием?

В регионе удалось сохранить государственную аптечную сеть. В 2015 году путем реорганизации ОГУП «Магаданфармация» создано областное государственное автономное учреждение «Магаданфармация» Минздрава Магаданской области», которое имеет 19 аптечных учреждений. Таких масштабов сети госаптек недостаточно для нашего региона, отличающегося своей протяженностью, создание ее способствовало увеличению доступности лекарственного обеспечения населения путем установления единых цен на лекарственные препараты на территории области, контроля за обеспечением наркотическими анальгетиками и качеством закупаемых лекарственных препаратов.

Гарафитдин Атласович, Магаданская область – весьма специфический регион, и вопрос обеспечения квалифицированными медицинскими кадрами стоит в региональном здравоохранении довольно остро. Как решается эта проблема?

Без решения кадрового вопроса мы не сможем решить стоящие перед нами задачи в отрасли, поэтому облздрав использует все доступные инструменты и возможности для привлечения медицинских кадров. Это и предоставление служебных квартир, и выплата единовременных денежных пособий до 600 тысяч врачам и 450 тысяч средним медработникам, и возмещение затрат по коммунальным платежам, и льготное ипотечное кредитование, и ряд других. За два года к нам прибыли 154 врача, 104 средних медицинских работника. В текущем 2015 году – к нам на работу из центральных районов страны приехали 31 врач и  41 средний медицинский работник. Мы также работаем с профильными вузами области, где сейчас обучаются по бюджетным целевым направлениям 119 специалистов. Нашим «целевикам» за счет областного бюджета мы выплачиваем дополнительные стипендии. На сегодня нельзя сказать, что все указанные меры позволяют устранить кадровый дефицит – врачей в регионе не хватает, но мы ведем активную работу в этом направлении.

Какова ситуация в регионе с первичным звеном?

Значительная удаленность, труднодоступность большинства населенных  пунктов, их малочисленность потребовали от нас выстроить свою структуру регионального здравоохранения, сделав основной акцент на первичное звено и  сохранив медицинские организации разного уровня даже в населенных пунктах с минимальным числом жителей. Это были обоснованные решения, поскольку  без этого нам не удалось бы обеспечить доступность медицинской помощи всему населению области, так как использование санитарной авиации не всегда возможно из-за климатических особенностей. Для улучшения медицинской помощи на уровне первичного звена мы определили основные критерии персональной оценки деятельности, как для медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, так и так для каждого медицинского работника. К таким критериям относятся охват профилактическими прививками, диспансерным наблюдением, плановость наблюдения, полнота проведения лечебных и оздоровительных мероприятий. Это также улучшение обеспечения диагностическими методами исследования, для врачей участкового звена, уменьшение врачебных ошибок в области лекарственной терапии, отслеживание показателей смертности у каждого врача первичного звена. Данная персональная оценка деятельности участковых врачей позволила оптимизировать деятельность медицинской организации по улучшению качества медицинской помощи на основе стандартов и снизить уровень отклонений в деятельности врачей первичного звена в рамках конкретного учреждения. Тем самым у нас нет массового перехода пациентов из одного учреждения в другое, оно  минимальное.

Как идет оптимизация системы здравоохранения региона? Есть ли какие-то особенности, характерные для Магаданской области?

В рамках оптимизации в Магадане на данный момент реорганизованы четыре медицинские организации, которые были объединены с более крупными, выполняющими однотипные или смежные функции учреждениями. Это позволило рационально использовать общий кадровый потенциал и лечебно-диагностические мощности, сократить расходы, в первую очередь на содержание аппарата управления и дублирующих служб.

В частности, к Магаданскому родильному дому присоединен в качестве отдельного структурного подразделения областной центр охраны здоровья семьи и  репродукции, к Магаданской областной больнице – областной кожно-венерологический диспансер на 30 коек, взрослая и детская стоматологические поликлиники. В результате удалось удовлетворить потребности населения в лечении и профилактике наиболее значимых групп болезней и сократить необоснованные расходы на содержание невостребованных видов медицинской помощи. В процессе реорганизации не произошло сокращения имеющихся ставок врачей, средних и младших медицинских работников. Все мероприятия по реорганизации медицинских организаций области обсуждаются с населением и общественными организациями на публичных слушаниях, сопровождаются со стороны Минздрава Магаданской области ежемесячным анализом результатов работы с обязательным учетом мнения пациентов о качестве, своевременности, объеме и эффективности, оказанной им помощи. В результате проводимой оптимизации показатель удовлетворенности населения медицинской помощью вырос с 38,6% в 2012 году до 48,5 % в 2014 году.

Работаете ли вы с ОНФ? Какие проекты реализуются?

Мы активно сотрудничаем с Магаданским отделением Народного фронта. Совместно с членами штаба ОНФ была проанализирована доступность оказания медицинской помощи узкими специалистами, в первую очередь кардиологами и акушерами-гинекологами, время доезда женщин до ближайшего учреждения родовспоможения – как в областном центре, так и в районах области. По результатам совместного анализа приняты меры, направленные на внеочередной  прием  узкими специалистами ветеранов, упрощен порядок прохождения ряда рентгенографических  исследований по факту обращения. Отдельное совместное заседания штаба ОНФ, сотрудников Минздрава Магаданской области и Главного бюро МСЭ было посвящено медицинскому обследованию ветеранов боевых действий, а также оформлению им документов на МСЭ с целью признания их инвалидами. Сотрудниками штаба ОНФ контролируется возможность свободного прикрепления граждан по полису ОМС к любой поликлинике города. Взято под контроль льготное лекарственное обеспечение инвалидов и льготников, а так же цены в аптеках  города и области. Иными словами мы работаем по наиболее проблемным направлениям регионального здравоохранения, для того чтобы найти эффективное решение.

Comments: 0