Главная
/
Новости
/
Роман Ивакин: "Электронная запись к врачу – один из шагов на пути к информатизации отрасли»

Роман Ивакин: "Электронная запись к врачу – один из шагов на пути к информатизации отрасли»

Запись к врачу через Интернет, электронная медицинская карта, возможность получить консультацию врача на расстоянии - информатизация медицинской отрасли развивается стремительно. О проблемах и успехах в этом процессе мы беседуем с директором департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Романом Ивакиным.

На информатизацию здравоохранения выделено почти 30 миллиардов рублей. На что они израсходованы?

За счет этих средств мы обеспечили базовый уровень информатизации системы здравоохранения. Раньше вопросами информатизации и оснащения отрасли централизованно никто не занимался, были лишь отдельные проекты - на уровне региона или учреждения. Но чтобы всех централизованно подключили к Интернету, оснастили компьютерной техникой и лицензионным программным обеспечением, как это сделано в системе образования - такого не было. Однако сегодня ситуация изменилась: компьютерной техникой, каналами связи, доступом к сети оснащены учреждения по всей стране. Причем не только те, которые участвовали в системе ОМС, но частично и учреждения, не входящие в нее, ведь многие финансировались за счет средств субъектов в рамках программы модернизации.

Вы выстраиваете централизованный информационный процесс. Но некоторые эксперты считают, что это эффективно работает лишь в странах с небольшой численностью населения. Например, Великобритания отказывается от централизованных процессов информатизации в пользу децентрализации.

Не соглашусь. Не нужно путать централизованный информационный процесс и централизованную информатизацию. Централизованный информационный процесс - задача, которая стоит перед всеми странами, т.к. результаты ее решения напрямую влияют на эффективность отрасли здравоохранения и состояние здоровья населения. Не имея валидной статистики по состоянию здоровья населения, состоянию сферы здравоохранения, эффективности оказания медицинской помощи, государство не может эффективно финансировать эту важную социальную сферу. Кроме этого, централизованный информационный процесс позволяет обеспечить преемственность лечения, региональную трансграничность при оказании медицинской помощи и многие другие вопросы.

Централизованная информатизация - это скорее вариант организации работы по внедрению ИКТ-технологий, когда либо внедряется единое решение, либо осуществляется централизованное проектное управление. Многие европейские страны стремятся к формированию отраслевых информационных систем, хотя идеала пока и не достигли. Что касается Великобритании, то, как нам известно, там тоже реализуется проект по созданию единой системы в здравоохранении. Только это происходит на территории Уэльса, а Англия, Шотландия, Ирландия и другие члены Королевства пока не участвуют в проекте. При этом не надо путать централизацию создания системы и централизацию методологии создания системы. В нашем случае Минздрав формирует федеральный сегмент Единой государственной информационной системы в здравоохранении и методические рекомендации, а субъекты Российской Федерации, с учетом данных рекомендаций, создают региональные сегменты.

Недавно прошло заседание круглого стола в Европарламенте по вопросам информатизации здравоохранения, на котором все участники - представители разных стран - заявили о стремлении к управлению отраслью именно с помощью информационных технологий и развитию этого процесса.

Для пациента очевидное удобство новых технологий - возможность записаться к врачу онлайн. По статистике, этой услугой воспользовались уже более 4 миллионов человек.

Сегодня уже более 10 миллионов - по данным тех учреждений, которые работают в рамках ЕГИСЗ, не учитывая те, которые также ведут запись к врачу в электронном виде в рамках региональных сегментов, но пока не входят в Единую систему. Так что реально показатель выше.

Как построена система: и окно регистратуры, и инфомат, и портал госуслуг - региональный и федеральный - это разные каналы доступа к одной очереди, к одному расписанию. Способы записи на прием разные, но очередь одна. Это сделано для того, чтобы гражданин мог выбрать более удобный для себя способ. Эксперты считают, что запись к врачу - самая востребованная из всех электронных услуг. Стало быть, мы действуем в верном направлении. Людям нужна эта услуга. Главное - поддерживать в актуальном состоянии расписание, управлять им. Кроме организатора здравоохранения в учреждении этого никто не сделает.

Тот же зарубежный опыт показывает, что эффективность управления потоками пациентов напрямую влияет на доступность и эффективность оказания медицинской помощи. А запись на прием в электронном виде - как раз инструмент для решения задачи управления потоками пациентов.

Что такое электронная медкарта и в чем для пациента заключается польза от ее внедрения?

Обычную карту пациенту дают, грубо говоря, для того, чтобы он перенес ее из одного кабинета в другой. Часто мы даже не знаем, что там написано, хотя это важно, это же про нас! Более того, каждое медицинское учреждение заводит собственную карту, и свести всю информацию воедино подчас невозможно. В этом году мы планируем запустить новый сервис - введение электронной карты пациента, в которой записана вся информация о нем и особенностях состояния его здоровья, доступная врачу любого лечебного учреждения. Это позволит свести риск совершения ошибок к минимуму. При этом мы планируем, что эталонная медицинская карта будет находиться на федеральном уровне в деперсонифицированном виде. Это позволит обеспечить трансграничный обмен информацией между учреждениями различных субъектов Российской Федерации.

Карта позволит избавить врачей от бесконечной бумажной работы. Однажды сделанная в определенном разделе электронной медкарты, запись автоматически агрегируется с другими такими же записями других докторов.

А когда медработники смогут выписывать рецепты, выдавать справки онлайн?

Функционирование сервиса выдачи справок для получения водительских прав - это вопрос межведомственного взаимодействия, только наших усилий недостаточно. В некоторых регионах это успешно практикуется. Например, Омская область механизм полностью отработала. Там заключили соглашение о взаимодействии с областным УВД и обмениваются информацией о том, какие справки кому выданы, по каким категориям. При этом не передаются персональные данные. Человек приходит с медицинской справкой в ГАИ, чтобы сдать экзамен на права. Сотрудник вводит в программу номер справки, имя обратившегося и получает ответ: "Да, справка выдана на вождение, категории такие-то" или "Справка не выдана". В Омске это очень хорошо работает, себестоимость такого решения им обошлась в 1 миллион рублей. Все остальное - это документы, которые регламентируют этот процесс. Но чтобы систему внедрить на территории всей страны, нужно, чтобы реально заработал сервис электронной медкарты, поскольку она содержит информацию, которая нужна, в том числе, и для выдачи справок.

То же самое с рецептами на лекарственные препараты. Аптекарь в программе видит, что препарат выписан таким-то врачом и может засвидетельствовать факт отпуска лекарства электронной подписью. Но многое зависит от активности аптек, ведь большинство из них - негосударственные. Хотя, думаю, и они быстро поймут, что так удобнее.

Фактически сейчас все готово для того, чтобы начать реализовывать эти сервисы. Наши коллеги из других ведомств, из пациентских организаций уже выразили готовность начать отработку этих сервисов. На наш взгляд, главное не форсировать события, так как цена ошибки очень велика.

Сегодня во всех странах активно развиваются телемедицинские технологии. Каковы их перспективы у нас?

Телемедицина развивается по нескольким направлениям. С одной стороны, это технологии дистанционного скрининга - данные передаются доктору, и он может удаленно оказать помощь. С другой стороны, технологии обмена информацией между врачами, когда, скажем, снимок МРТ передается более компетентному специалисту - для заключения. Это и классические видеоконференции, когда доктора дискутируют и формируют виртуальные консилиумы. В рамках работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики мы разрабатываем соответствующие проекты. В 2013 году нам выделили небольшие средства, чтобы мы "отпилотировали" ряд комплексных решений по дистанционному скринингу, а также на развитие медицинских информационных справочных систем - по сути это федеральная электронная медицинская библиотека.

На международном форуме по взаимодействию Россия - НАТО даже было принято решение воспользоваться именно российским опытом для формирования телемедицинской сети на территории Евросоюза. А у нас определенный опыт телемедицинского информационного обмена был получен, когда строили все сосудистые центры.

Как вы планируете получать обратную связь от медицинских сообществ в процессе информатизации?

Существуют несколько каналов обратной связи. Есть электронная почта: di@rosminzdrav.ru. Есть сайт технической поддержки по всем сугубо техническим документам, которые у нас появляются: www.egisz.rosminzdrav.ru. Там же размещен номер телефона, по которому можно обращаться.

Кроме того, появился институт главного внештатного специалиста - это механизм обратной связи, который, на мой взгляд, должен работать на обе стороны. Через него мы получаем информацию из всех регионов: что и как происходит, что мы правильно или неправильно делаем. А с другой стороны, мы надеемся, что сможем лучше доводить информацию до регионов, до населения и специалистов, без ее искажения.

Министерство здравоохранения проводит какие-то мероприятия для информирования медицинского сообщества?

У нас еженедельно проходят видеоконференции с участием представителей региональных министерств, ответственных за информатизацию. Мы обсуждаем самые разные возникающие вопросы, и технические и организационные, многие из которых решаются сразу, благодаря возможности мгновенного обмена опытом.

Шагов на пути информатизации отрасли сделано уже немало. Что дальше?

Дальше предстоит серьезная, кропотливая работа для того, чтобы все это не застопорилось, а продолжало нормально работать, развиваться. Все - и граждане, и медработники, и организаторы здравоохранения - начали привыкать к новому порядку, оценили удобство во взаимодействии. Поэтому в программах развития здравоохранения субъектов сейчас, как правило, предусмотрена подпрограмма по информатизации. Она просчитана до 2020 года и определяет развитие задела, который сформирован за счет программ модернизации.

Сейчас интенсивно работает департамент анализа, прогноза, развития здравоохранения и медицинской науки во главе с Ксенией Шеховцовой, который выпускает различные стандарты и порядки. Эта методология должна лечь во все информационные системы, которые существуют в регионах, в учреждениях, на федеральном уровне. Таким образом, получаются своего рода унифицированные справочники, которые позволяют обмениваться универсальной информацией.

 

Категории: интервью; информатизация здравоохранения.

Комментарии: 0