Уважаемый председатель!
Уважаемые участники заседания!
Действующее антинаркотическое и антиалкогольное законодательство содержит более 700 нормативных правовых актов, в том числе целый ряд нормативных правовых актов стратегического планирования. Однако он не отражает целостного комплексного подхода и, по существу, является фрагментарным.
Правовое регулирование осуществляется в сферах:
1) определения составов уголовных и административных правонарушений, связанных с незаконными оборотом наркотических средств, психотропных веществ, спирта, алкогольной продукции и установления ответственности за совершение таких правонарушений;
2) законного оборота наркотических препаратов и растений, содержащих наркотические вещества, а также алкогольной продукции;
3) организации наркологической помощи.
В наименьшей степени правовым регулированием охвачена область профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в семье и иных организованных коллективах.
По данным федерального статистического наблюдения наибольшей процент больных наркоманией приходится на возраст 20-39 лет (82,1%), больных алкоголизмом – 40-59 лет (53,0%). Такая возрастная дифференциация сохраняется на протяжении многих лет.
Следовательно, комплексное законодательное регулирование вопросов профилактики потребления всех психоактивных веществ в организованных коллективах является одной из основных задач государства, которую необходимо решать с учетом конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на частную жизнь.
Проблемы законодательного регулирования профилактики алкоголизма и наркомании в семье и в учебных коллективах
Наиболее сложной в части законодательного регулирования является профилактика алкоголизма и наркомании в семье.
Семейное законодательство Российской Федерации строится на принципе недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи (часть 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
При этом остается открытым вопрос о вмешательстве в дела семьи при бытовом пьянстве родителя (родителей), потреблении наркотиков эпизодически или с вредными последствиями, как оградить ребенка от такого пагубного воздействия.
В пределах своей компетенции, в том числе с целью профилактики алкоголизма и наркомании, Минздравом России изданы приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» и приказ Минздрава России от 21.12.2012 № 1348н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».
В развитие принятого 7 июня 2013 г. федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» будут изданы ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений направления в медицинскую организацию, оказывающую наркологическую помощь (при наличии письменного информированного согласия обучающегося (воспитанника), достигшего возраста пятнадцати лет, или письменного информированного согласия родителей (законных представителей) обучающегося (воспитанника), не достигшего возраста пятнадцати лет.
Вопрос законодательного регулирования профилактики алкоголизма и наркомании среди родителей, иных законных представителей остался законодательно не урегулирован. Выработка таких предложений, полагаю, будет реализована в рамках деятельности рабочих групп Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Проблемы законодательного регулирования профилактики алкоголизма и наркомании в трудовых коллективах
Профилактические значение имеет статья 45 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливает для больных наркоманией ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Руководители юридических лиц, а также должностные лица органов здравоохранения, прокуратуры, Следственного комитета, наркоконтроля, внутренних дел, федеральной службы безопасности, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий, отстраняют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения.
Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 394.
На реализацию указанного постановления Правительства Российской Федерации направлен приказ Минздрава России от 12.11.2011 № 302н (далее – приказ Минздрва России), утверждающий перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с приказом Минздрава России участие врача-психиатра-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.
В настоящий момент приказ Минздрава России полностью перерабатывается с учетом многочисленных замечаний и предложений, поступивших от ФСКН России, администраций медицинских организаций, общественных объединений и граждан.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Подпунктом «б» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации – работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Статьями 242 и 243 предусмотрена полная материальная ответственность работника перед работодателем за ущерб на производстве, причиненный в состоянии опьянения.
Однако при этом отсутствует законодательная регламентация порядка направления на медицинское освидетельствование, порядка медицинского освидетельствования и отстранения от работы лиц, находящихся в состоянии опьянения.
С целью устранения данного законодательного пробела Минздравом России предусмотрены соответствующие изменения в действующее законодательство в сфере охраны здоровья граждан в проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который будет рассмотрен во втором чтении в Государственной Думе осенью текущего года.
Благодарю за внимание!
Категории: новость.
Комментарии: 0