Уважаемый Сергей Евгеньевич!
Уважаемые коллеги!
Здоровье гражданина является высшей ценностью в любом социальном государстве, и формирование современной, гибкой и эффективно функционирующей системы охраны здоровья населения составляет важнейший элемент
государственной политики и национальной безопасности.
Ключевые приоритеты и векторы развития отечественного здравоохранения определены указами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2012 года, а также данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с данными указами за первый год работы Минздраву предстояло разработать, представить Правительству, одобрить и утвердить несколько важнейших стратегических документов, среди которых государственная программа развития здравоохранения, комплекс мер по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи, комплекс мер по совершенствованию кадровой политики, стратегия лекарственного обеспечения населения, стратегия развития медицинской науки, план мероприятий по реализации основ государственной политики в области здорового питания и ряд других.
Все указанные документы были разработаны, обсуждены и утверждены в установленные сроки. Для их реализации в отрасли начаты и активно проводятся широкомасштабные преобразования, главной целью которых является обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Достижение этой цели возможно лишь при наличии достаточного количества квалифицированных медицинских кадров, современной, оснащенной инфраструктуры медицинских организаций, оптимизации логистики оказания медицинской помощи и необходимых финансовых ресурсов.
В 2011 году в стране стартовали региональные программы модернизации здравоохранения, направленные на создание условий для оказания качественной медицинской помощи на всей территории страны на основе выстраивания трехуровневой системы. При этом приоритетами являлись развитие первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в удаленных районах и сельской местности (по результатам модернизации число ФАПов, фельдшерских пунктов, сельских амбулаторий и офисов врачей общей практики увеличилось на 1765), совершенствование оказания специализированной медицинской помощи, прежде всего экстренной, в межмуниципальных центрах (количество таких центров и соответствующих специализированных коек увеличилось более чем в два раза), внедрение высокотехнологичной медицинской помощи на территории субъектов Российской Федерации (в четыре раза за два года увеличилось число россиян, получивших высокотехнологичную помощь в региональных учреждениях, а количество таких учреждений увеличилось со 124 в 50 субъектах Российской Федерации до 221 в 59 субъектах, а в 2013 году ВМП оказывают уже 287 медицинских организаций в 63 субъектах).
В целом за два года фондооснащенность и фондовооруженность учреждений здравоохранения увеличилась более чем на треть. Особое внимание уделялось повышению доступности и качества медицинской помощи в труднодоступных районах страны. Активно внедрялись выездные формы работы.
В 2012 году было приобретено 187 мобильных медицинских комплексов. И на сегодняшний день в стране работают более 900 таких комплексов и более 8 тысяч выездных врачебных бригад, полностью оснащенных портативным диагностическим оборудованием.
Получили развитие и технологии телемедицины, дистантного консультирования. Уже включены в телемедицинскую сеть более 4 тысяч учреждений. Спутниковой навигацией и ГЛОНАСС оснащены более 19,5 тысячи автомобилей и 2,5 тысячи станций скорой медицинской помощи.
Вместе с тем масштабность и сложность задачи обеспечения равнодоступности медицинской помощи на огромной территории нашей страны требует, безусловно, дальнейших шагов для ее решения. Совместно с субъектами Российской Федерации мы проработали региональные программы развития здравоохранения до 2020 года для каждого региона страны и определили потребности развития.
В рамках принятой Правительством ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий" в ближайшие годы нам предстоит дополнительно ввести в действие более 850 ФАПов и офисов врачей общей практики, увеличить мощность сельских амбулаторно-поликлинических учреждений на 7,5 тысячи посещений в смену, и участковых районных больниц, в том числе маломощных, – более чем на 6 тысяч мест.
Наряду с этим в региональных программах запланировано создание более 200 передвижных врачебных амбулаторий и ФАПов, а также развитие компьютерных технологий и телемедицины в соответствии с утвержденной концепцией информатизации здравоохранения.
Минздравом разработана в начале 2013 года концепция развития санитарной авиации, которая была внесена в Правительство Российской Федерации в феврале. В 2014–2015 годах запланирована реализация пилотных проектов в наиболее нуждающихся регионах страны.
Отдельный вопрос – обеспечение сельских поселений врачебными кадрами. Благодаря реализуемой программе "Земский доктор" около 8 тысяч молодых специалистов врачей пришли работать на село. В этом году программа продолжена и распространена на рабочие поселки. Мы рассчитываем, что программа будет продолжена и в 2014 году. Это предложение внесено сейчас во втором чтении в Федеральный закон № 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Важнейшим направлением преобразования системы здравоохранения является введение единых современных требований к качеству оказываемой медицинской помощи. За 2012 год были актуализированы и вновь созданы 60 порядков оказания медицинской помощи. Впервые в нашей стране начата работа по созданию национальных клинических рекомендаций или протоколов по наиболее значимым заболеваниям. Для этого министерство сплотило вокруг себя более чем 7-тысячное медицинское экспертное сообщество. В настоящее время завершается подготовка первых 350 протоколов. Всего за три года их будет подготовлено около 1,5 тысячи.
Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских работников. К июню 2013 года были пересмотрены и обновлены государственные стандарты высшего медицинского и фармацевтического образования, а также впервые созданы государственные стандарты обучения в ординатуре по 96 медицинским специальностям.
С осеннего семестра 2012 года проводится широкомасштабное повышение квалификации преподавателей высшей медицинской школы. Уже прошли переподготовку более 3 тысяч преподавателей.
Осуществляется последовательное внедрение современных симуляционных, виртуальных и других образовательных технологий. Организовано более 30 тренинговых центров в медицинских вузах и центрах. В 2013 году мы вводим еще семь.
В 2013 году создана национальная электронная медицинская библиотека. Разработано и подготовлено к поэтапному внедрению электронное рабочее место врача первичного звена, а также компьютерная система помощи врачу в принятии решений, в том числе в выборе лекарственных средств и в принятии решений об их совместимости.
Разработана и одобрена концепция непрерывного медицинского образования, и с октября в 12 первых субъектах Российской Федерации стартует пилотный проект по внедрению системы дистанционного непрерывного медицинского образования для врачей первичного звена – педиатров и терапевтов с электронного компьютерного места.
Запланирован переход с 2016 года на систему аккредитации медицинских работников, которая станет одной из составных частей непрерывного медицинского образования. Для решения проблемы обеспечения страны медицинскими кадрами в соответствии с указом Президента Российской Федерации министерством разработан соответствующий комплекс мер, на основе которого в каждом регионе страны сформирована собственная программа поэтапного устранения кадрового дефицита, предусматривающая в том числе дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, включая последовательное повышение заработной платы.
Хотела бы отметить, что, по данным Росстата, за первое полугодие 2013 года средняя зарплата врачей повысилась до 38,7 тыс. рублей (это более 134,5 процента от средней по экономике в стране), среднего медицинского персонала – до 22,4 тыс. рублей (то есть более 77 процентов). Таким образом, запланированные на 2013 год целевые индикаторы уже достигнуты и превышены.
В то же время повышение оплаты труда остро поставило вопрос о пересмотре отраслевых норм труда, которые не менялись с 80-х годов. С этой целью в марте 2013 года была создана межведомственная рабочая группа. В настоящее время завершена подготовка методики по разработке новых нормативов труда, и начинается реализация пилотного проекта по нормированию труда в 17 субъектах Российской Федерации.
Для поэтапного перевода медицинских работников на эффективный контракт совместно с Минтрудом проводится работа по составлению отраслевых профессиональных стандартов, учитывающих современные преобразования в отрасли и необходимость перераспределения функциональных обязанностей медицинских работников. Первые 27 стандартов будут сформированы до конца года.
Важным механизмом наращивания кадрового потенциала в конкретных районах и конкретных учреждениях страны явилось увеличение доли целевой контрактной подготовки специалистов, которую в 2013 году удалось довести до 40 процентов от общего числа бюджетных мест.
Особую значимость в развитии здравоохранения имеет обновление подходов к формированию и экономическому обоснованию программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В 2012 году были разработаны и утверждены 794 стандарта медицинской помощи, позволивших рассчитать потребность в финансовых ресурсах для реализации программы государственных гарантий. Впервые осуществлено перспективное планирование программы на три года. Для обеспечения сбалансированной структуры тарифа ОМС, составленной на основе единой методики для всей страны, при последовательном повышении уровня оплаты труда необходим, безусловно, достаточный уровень финансирования программы. К 2016 году забюджетировано увеличение расходов на программу государственных гарантий до 2 трлн. 150 млрд. рублей (то есть на 44 процента по отношению к показателю этого года).
Для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи внутри системы. В 2013 году впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также сделан акцент на развитие дневных стационаров, что позволяет нам концентрировать наши усилия на этих важных ресурсосберегающих направлениях.
Необходимо подчеркнуть, что данное перераспределение объемов не снижает качества медицинской помощи и сопровождается развитием ресурсосберегающих технологий и интенсификацией работы больниц. При этом реструктуризация стационарной помощи подразумевает прежде всего не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию с высвобождением коек острого периода за счет интенсификации их работы и перепрофилирования их в койки для долечивания и реабилитации.
По расчетам в результате реструктуризации объем высвобождающихся и перераспределяемых в системе средств составит за три года не менее 103 млрд. рублей, что позволит без привлечения значительных дополнительных ресурсов развивать такое важное направление, как медицинская реабилитация.
Правительством Российской Федерации на заседании 17 октября 2013 г. одобрена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содержащая ряд новшеств.
Так, в целях обеспечения единых подходов к планированию и оплате медицинской помощи в качестве норматива единицы объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, введен один случай госпитализации вместо одного койко-дня.
Кроме того, в новой Программе впервые установлены средние нормативы объема медицинской помощи по медицинской реабилитации в стационарных условиях (для реабилитационных отделений медицинских организаций и специализированных реабилитационных центров): 0,03 койко-дня на одно застрахованное лицо в 2014 году, 0,033 и 0,039 койко-дней в 2015 и 2016 годах соответственно.
Также утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по медицинской реабилитации, которые составят в 2014 году – 1293,8 рублей, в 2015 году – 1539,3 рублей, в 2016 году – 1623,4 рубля.
Финансовая эффективность системы здравоохранения во многом определяется и способами оплаты медицинской помощи. В 2012 году впервые совместно с Всемирным банком разработаны и с 2013 года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат: в стационарах – по клинико-статистическим группам, в амбулаторных условиях – по законченному случаю лечения (взамен ранее применяемых валовых показателей – койко-дня и посещения).
Если экстраполировать полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, можно ожидать, что объем высвободившихся и перераспределяемых внутри системы средств составит не менее 60 млрд. рублей в год.
Для снижения расходов государства на поддержание основных фондов здравоохранения особое значение имеет формирование открытой конкурентной среды для участия в программе государственных гарантий медицинских организаций разной формы собственности на основе единых требований к качеству и доступности медицинской помощи.
Хотелось бы отметить, что за период с 2010 года более чем в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС – с 600 до 1251 в этом году (это уже 14,7 процента от общего количества).
А на 2014 год уже зарегистрировано для работы в системе территориальных ОМС 1 655 частных организаций, то есть 17 процентов от общего количества. Для дальнейшего активного развития государственно-частного партнерства целесообразно рассмотрение вопроса о включении инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает это участие более привлекательным и экономически обоснованным.
В завершение, глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, глубокоуважаемые коллеги, позвольте поблагодарить вас за глубокое и заинтересованное обсуждение всех многочисленных направлений, связанных с сохранением здоровья граждан в Российской Федерации. Нам хотелось бы отметить активную работу в преддверии "правительственного часа". Нам поступило много вопросов от представителей всех парламентских фракций, на эти вопросы мы дали ответы и комментарии, они были представлены в Думу. Хотелось бы еще раз поблагодарить. Спасибо вам большое.
Категории: новость.
Комментарии: 0