Министр Вероника Скворцова выступила с докладом на заседании Общероссийского народного фронта, на котором были освещены основные вопросы развития здравоохранения.
Свое выступление Министр начала с комментариев по наиболее обсуждаемой теме, опровергнув слухи о якобы проводимой Минздравом реформе здравоохранения, предусматривающей сокращение коек.
«В настоящее время в стране не проводится единой централизованной программы оптимизации региональных систем здравоохранения субъектов. Это и невозможно при имеющейся правовой базе, когда полномочия по организации медицинской помощи отнесены к субъектам Российской Федерации. Централизованно определены лишь единые критерии качества и эффективности работы системы здравоохранения, – отметила Министр. – К ним относятся, например, время ожидания плановой медицинской помощи, время ожидания приема участковых врачей или специалистов, число дней работы круглосуточных коек в году. Все регионы должны стремиться к их достижению».
Вероника Скворцова отметила, что достижение указанных показателей, обеспечиваемых каждым регионом с учетом климатических, географических и социальных особенностей, осуществляется в соответствии с региональными «дорожными картами». Министр при этом подчеркнула, что во время совместной работы с регионами были четко определены требования к оптимизационным мероприятиям.
«Прежде всего, ни в коем случае нельзя ликвидировать маломощные лечебно-профилактические учреждения: участковые и районные больницы, расположенные в сельской местности или в удаленных районах страны с плохой транспортной инфраструктурой. Также нельзя сокращать детские койки и койки стационаров скорой медицинской помощи», – отметила Вероника Скворцова. Ресурс для повышения эффективности работы отрасли, как показал анализ, находится в городах с населением более 50 тыс. человек.
«При этом для того чтобы оптимизировать коечный фонд, необходимо создать условия для оказания медицинской помощи пациентам в амбулаторном звене и дневных стационарах, – подчеркнула Министр. – Это требует внедрения стационарозамещающих технологий».
Министр отметила, что в регионах случаются искажения этого подхода, когда без достаточной подготовки первичного звена начинают сокращать стационарные койки. Случается и так, что все преобразования осуществляются без информирования медицинских работников и населения, а также без должных разъяснений.
Министр детально остановилась на характеристике государственных гарантий, в рамках которых ежегодно на протяжении последних лет общий объем медицинской помощи не снижается, но перераспределяется: последовательно увеличивается доля помощи в первичном звене, в дневных стационарах, незначительно уменьшаются объемы скорой помощи за счет перехода ее части в неотложную помощь. Объем стационарной круглосуточной помощи остается пока прежним с минимальной тенденцией к уменьшению, резюмировала Вероника Скворцова.
Одной из основных тем доклада Министра стало развитие кадрового потенциала в здравоохранении. Для решения проблемы дефицита кадров Минздравом России был существенно увеличен объем целевой подготовки: в текущем году этот показатель составил 50%, в прошлом году - 38,3%. Кроме того, в 2014 году 88% выпускников, закончивших вуз в рамках целевой подготовки, идут на свои подготовленные рабочие места в рамках целевой программы. С 2016 года выпускники медицинских вузов, обучившиеся по новому образовательному стандарту, без интернатуры, смогут работать непосредственно в медицинских организациях первичного звена врачами-терапевтами и педиатрами. Прорабатывается возможность принятия нормативных актов, которые предусматривают прохождение ординатуры и обучение на узкого специалиста не ранее чем через 3 года после работы в первичном звене.
Вероника Скворцова также упомянула о возможности ввести целевую ординатуру, если регион действительно нуждается в специалистах узкого профиля.
«С 2016 года будет проводиться обязательная аккредитация медицинских работников: врачей и медсестер, подтверждающая наличие навыков и умений для осуществления профессиональной деятельности как в рамках своей специальности, так и в смежных зонах: кардиология и ультразвуковая диагностика, неврология и функциональная диагностика. То есть фактически аккредитация предоставит каждому специалисту индивидуальный лист допуска к конкретным видам медицинской деятельности», – отметила Министр.
Также в докладе Министра был затронут вопрос совершенствования механизмов оплаты медицинской помощи. «Впервые в 2013 году был введен единый подушевой финансовый норматив, создана единая тарифная система, разработаны 335 тарифов. Это позволило за последние пять лет снизить дифференциацию регионов в стоимости одной и той же медицинской услуги с 25 раз до минимума. Осталось всего 7 регионов из 83, в которых дифференциация составляет до 20%», – сказала Вероника Скворцова.
«В тарифах заложена и доля, которая идет в фонд оплаты труда. И если в 2011 году зарплаты специалистов одного профиля, занимающих сходную должность, разнились более чем в 3 раза, то сейчас - в 1,5 и 1,6 раза, – отметила Министр. – Показатель средней зарплаты повысился на 37% за два последних года. Мы вышли сейчас с опережением нашей «дорожной карты»: на 143% к средней по экономике для врачей и 83% к средней по экономике для среднего медицинского персонала».
Вероника Скворцова напомнила также, что в этом году во все регионы были направлены предложения по пересмотру структуры оплаты труда. Сегодня в регионах медицинские работники имеют базовый оклад менее 20% и стимулирующие выплаты – более 60%, что приводит к формированию региональных элит в «медицинском сословии». В 2013 году были реализованы несколько пилотных проектов, по итогам которых было предложено перейти на единую систему, предусматривающую, что базовая часть составляет 55-60%, компенсационная – 10% и стимулирующая – 30%. «Ряд регионов уже перешел на эту систему и добился результатов, при которых люди стали получать достойную заработную плату», – сказала Министр.
Комментируя вопрос о стандартах внедрения медицинской помощи, Вероника Скворцова напомнила, что ни одна страна мира сегодня не использует стандарты медицинской помощи в том виде, в котором они были разработаны у нас в 2010 году. Они неэффективны как способ оплаты медицинской помощи и не могут использоваться врачами для лечения больных.
«В настоящее время мы переходим на единый способ оплаты медицинской помощи - это клинико-статистические группы, – сказала Министр. – Только за последние полгода их количество увеличилось с 220 до 335. Кроме того, сейчас уже подготовлены 900 клинических рекомендаций, протоколов лечения, и их количество в течение 2015 года будет доведено до уровня, который позволит сделать работу врачей более качественной».
Министр отметила важность дискуссии, проводимой в рамках Общероссийского народного фронта, и сообщила, что все предложения, поступившие в ходе дискуссионной панели, будут проработаны Минздравом России и учтены.
Категории: Министр.
Комментарии: 0