Главная
/
Новости
/
Михаил Мурашко выступил с приветственным словом на конференции «Неделя медицинского образования - 2020»

Михаил Мурашко выступил с приветственным словом на конференции «Неделя медицинского образования - 2020»


Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко принял участие и выступил с приветственным словом на конференции  «Неделя медицинского образования - 2020».

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

От имени Министерства здравоохранения Российской Федерации приветствую участников и гостей XIII Общероссийской конференции с международным участием «Неделя медицинского образования – 2022». 

Традиционно, ежегодно, у нас с вами есть возможность сверить приоритеты и определить основные задачи на ближайшую перспективу в части одного из самых важных для российского здравоохранения аспекта – подготовки высококвалифицированных специалистов для отрасли, а гибридный формат сегодняшней конференции позволяет подключить к обсуждению и выработке необходимых решений максимальное количество участников из любой точки мира, способствует объединению усилий медицинского сообщества, созданию условий для конструктивного диалога и обмена опытом между экспертами. 

Сегодня особое значение в системе здравоохранения должно быть отведено первичной медико-санитарной помощи, ее значение в современной системе здравоохранения невозможно переоценить. 

Пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что в кризисной ситуации среди всех систем здравоохранения наиболее оперативно отвечали на новые вызовы и принимали эффективные решения для сохранения здоровья и жизней граждан именно те страны, в которых имеется надежная первичная медико-санитарная помощь, такие как наша страна.

Уже в самом названии определяется ее место – первичная, то есть основная, приоритетная, самая близкая к пациенту. Это первая ступень, обеспечивающая непосредственный контакт медицинских работников и пациентов, максимально приближающая медицинскую помощь к месту жительства и образующая первый элемент непрерывного процесса охраны здоровья. 

Подавляющее большинство обращений за медицинской помощью начинается в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения, и  именно здесь пациентам должна оказываться качественная диагностическая и в последующем лечебная помощь, позволяющая в том числе избегать ненужных временных затрат, сложных и дорогостоящих видов медицинской помощи. От надежности и эффективности работы первичного звена здравоохранения напрямую зависят такие показатели, как увеличение продолжительности жизни населения и снижение преждевременной, предотвратимой смертности. 

А это означает, что первичное звено здравоохранения несет в себе большую интеллектуальную составляющую, так как является высоким пилотажем ведения пациента на длительном отрезке времени. Умение сопровождать пациента долго, управляя рисками для его здоровья, направляя пациента по пути сохранения имеющегося уровня здоровья или даже улучшения – это уникальные и чрезвычайно востребованные навыки, которыми должны обладать специалисты в первичном звене здравоохранения. 

В настоящее время отмечается рост числа врачей-участковых терапевтов, чему в немалой степени способствует закрепленное Минздравом России право выпускников специалитета трудоустроиться на должности врачей участковых служб после прохождения первичной аккредитации. В 2021 году по специальности «Лечебное дело» из 21 980 выпускников, 42% трудоустроилось на терапевтические участки, по специальности – «Педиатрия» из 6 269 выпускников трудоустроилось на педиатрические участки 54%. 

Необходимо продолжать работу в направлении подготовки универсальных специалистов, владеющих не только современными подходами в диагностике и лечении заболеваний, но и ориентированных на работу в цифровой среде, использующих телемедицину, владеющих принципами бережливых технологий. Все эти навыки специалистов повышают доступность и, самое главное, качество первичной медико-санитарной помощи.

Это требует пересмотра части образовательных программ и технологий образования, предусматривая формирование сквозных универсальных компетенций у будущих врачей, и соблюдая главный принцип практикоориентированности. Что обеспечивает практическая подготовка обучающихся. 

В настоящее время 54% подведомственных Минздраву  образовательных организаций высшего образования имеют собственные многопрофильные клиники (более 16 000 коек), что способствует качественной организации практического обучения. 

Более 80,4% всех организаций имеют в качестве структурных подразделений  подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных условиях (суммарная мощность около 20 000 посещений в смену).

Кроме того, с более, чем 3,5 тыс. медицинских организаций регионов на договорной основе предоставляют инфраструктуру для подготовки кадров для медицинской отрасли. Вузами на постоянной основе ведется работа по расширению баз практической подготовки и практики. И эту работу, особенно взаимодействия с медицинскими организациями регионов необходимо развивать.

Престиж медицинских специальностей долгие годы не ослабевает, что связано как с развитием медицинской науки и техники, внедрением новых методов диагностики и лечения, так и с динамической адаптацией образовательных программ к реальной ситуации в здравоохранении. Подготовка узких специалистов обеспечивается обучением по программа ординатуры, и сегодня это не только теоретические медицинские знания, это программы, включающие в себя более 70% подготовки на клинических базах, надпрофессиональные навыки.

В последние годы введены такие актуальные медицинские специальности как медицинская микробиология, физическая и реабилитационная медицина, деятельность в рамках которых требует от врача мультидисциплинарных знаний, умений навыков, подготовку по которым нам еще предстоит реализовывать.

В 2021 году за счет федерального бюджета на обучение по программам ординатуры было принято более 17 тысяч специалистов, что на 1,5 тысячи больше, чем в прошлом году. Прирост контрольных цифр приема по сравнению с 2020 годом составил 7%, а по сравнению с 2017 годом – 95%. По сравнению с предыдущим годом на 7% возрос и объем целевого приема. 100% квота целевого приема установлена по 22 специальностям ординатуры.

При этом на долю образовательных и научных организаций Минздрава России приходится около 70% бюджетного приема. Так, на обучение по программам ординатуры в подведомственные Минздраву России в 2021 году поступили около 21 тысячи человек, из них более 13 тысяч за счет средств федерального бюджета и более 7,5 тысяч по договорам с оплатой обучения.

Сегодня в своей деятельности врач должен параллельно решать множество задач, среди которых – клинический поиск, работа в команде, клиническое мышление и умение пользоваться в своей практике широко внедряемыми сегодня «цифровыми помошниками». 

Сократить время адаптации выпускников при приеме на работу возможно путем обучения уже в вузах работе именно в тех информационных системах, которые внедряются в регионе в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». 

​И адресная подготовка будущих врачей позволяет сегодня уже студентам включаться в оказание медицинской помощи, так с первых дней ухудшения эпидемиологической ситуации, обусловленной распространением вируса, обучающиеся, а так же их наставники и учителя - сотрудники медицинских университетов активно включились в борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Силами наших университетов более 50 тыс. обучающихся (и студенты и ординаторы) и более 15 тыс. сотрудников университетов из числа профессорско-преподавательского состава были задействованы в оказании медицинской помощи пациентам; в клиниках вузов было перепрофилировано более 1,5 тыс. коек.

Работа студентов с пациентами в период пандемии не только оказала серьезную поддержку системе здравоохранения, но и стала важным вкладом в формирование самих будущих врачей – они получили важный опыт общения с пациентами и ценные практические навыки.

Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто оказал неоценимый вклад в борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.

 

А также реальную помощь системе здравоохранения оказывает российское волонтерское движение, активно поддерживаемое Минздравом России и является сегодня приоритетным направлением социальной и молодежной политики.

В 83 регионах создано 2 400 школьных отрядов волонтеров-медиков. На сегодняшний день более 7 000 школьников, прошедших обучение, могут осуществлять добровольческую деятельность в медицинских организациях.

В рамках Всероссийского проекта по улучшению условий функционирования фельдшерско-акушерских пунктов #ДоброВСело совершено более 3 000 выездов в отдаленные населенные пункты для повышения доступности медицинских знаний.

В период пандемии к участию во Всероссийской акции #МыВместе присоединилось более 250 000 волонтеров. В 2021 году 35 000 добровольцев оказывали помощь в более чем 1 600 медицинских организациях, а 18 390 волонтеров - при вакцинации граждан от новой коронавирусной инфекции во всех регионах страны. К тому же 11 000 добровольцев работали в колл-центрах и на «горячих линиях», было проведено свыше 250 000 психологических консультаций для граждан по вопросам COVID-19.

 

В заключении хотелось бы сказать, что «Неделя медицинского образования» хороший пример эффективной площадки для диалога ученых, специалистов и координаторов системы здравоохранения различных уровней как в дискуссиях, направленных на обсуждение важнейшей повестки профильного образования и обмен опытом между российскими и международными специалистами, так и в модернизации российского медицинского образования в целом и формировании национальной цифровой модели здравоохранения будущего.

Желаю всем участникам и гостям конференции успехов в работе, плодотворных встреч и контактов и, конечно, крепкого здоровья!

Категории: медицинское образование.

Комментарии: 0