Главная
/
Общественная приёмная
/
Справочная система
/
Информатизация здравоохранения
/
Возможно ли соблюдение равенства прав граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от использования документов с использованием новых информационных технологий (страховые идентификаторы, штриховое кодирование, микрочипы и пр.), при получении ими гарантированной медицинской помощи, пенсий и других социальных выплат?

Возможно ли соблюдение равенства прав граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от использования документов с использованием новых информационных технологий (страховые идентификаторы, штриховое кодирование, микрочипы и пр.), при получении ими гарантированной медицинской помощи, пенсий и других социальных выплат?


В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Российская Федерация – светское государство, религиозные объединения в нем отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ).

Согласно статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1  «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис выдается страховой медицинской организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Форма страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан и инструкция по его ведению утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. №41 «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»».

Следует отметить, что страховой медицинский полис призван обеспечить адресность при предоставлении государственных услуг в области здравоохранения. Страховой медицинский полис является учетным документом, каждый бланк полиса имеет соответствующий номер, идентифицирующий не человека, а сам бланк полиса. Это необходимо для ведения реестра бланков, находящихся на строгом учете, и осуществления контроля за их расходованием.

По проблеме внешних символов и знаков имеется позиция Московской Патриархии. В марте 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви в специальном заявлении еще раз разъяснил, что «не следует бояться внешних символов и знаков» и что «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поруганию веры» (www.patriarchia.ru/db/text/95041.html).

Исходя из вышеизложенного, получение страхового полиса входит в комплекс мер по реализации права гражданина на оказание бесплатной медицинской помощи на территории Российской Федерации.

Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно, без предъявления полиса. Для решения конкретных вопросов по ведению страхового медицинского полиса граждане могут обращаться в Территориальный  фонд обязательного медицинского страхования.

В отношении назначения трудовых пенсий и других социальных выплат следует дополнительно отметить.

На каждое застрахованное лицо Пенсионным фондом Российской Федерации открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, позволяющие выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Согласно статье 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ ПФР и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит страховой номер индивидуального лицевого счета и дату регистрации в качестве застрахованного лица.

Следовательно, страховой номер присваивается  индивидуальному лицевому счету, а не человеку, и используется наряду с анкетными данными гражданина в целях учета его пенсионных прав, не заменяя собой его имени.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных. При этом обработка персональных данных может производиться с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

На основании положения пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации включен в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных под регистрационным номером 1.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона  от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

При этом права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных,  конкретному субъекту персональных данных.

Таким образом, присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица носит технологический характер и не нарушает законных прав и свобод верующих граждан.

Категории: информатизация здравоохранения; СНИЛС.

Комментарии: 0