Главная
/
Документы
/
Аналитический "Об основных показателях развития здравоохранения и социально-трудовой сферы в 2007 году "

Аналитический "Об основных показателях развития здравоохранения и социально-трудовой сферы в 2007 году "

Аналитический обзор, Минздрав России, 15 января 2008

Реальные денежные доходы населения выросли (по оценке) на 10,4%, в том числе реальная заработная плата — на 16,2%, реальный размер пенсий — на 3,8%.

Росту реальных денежных доходов населения способствовало:

С учетом ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения доход инвалида Великой Отечественной войны составил в конце 2007 года 13247 рублей, участника Великой Отечественной войны, имеющего инвалидность, — 12983 рубля, инвалида, награжденного знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — 8845 рублей, вдовы военнослужащего, погибшего в Великую Отечественную войну, — 8644 рубля.

В целом за 2007 год средний размер трудовой пенсии увеличился на 806 рублей, или почти на 28 процентов. Средний размер пенсии по старости составил в декабре 2007 года 3940 рублей, пенсии по инвалидности — 2855 рублей, пенсии по случаю потери кормильца — 2104 рубля.

Размер пенсий по инвалидности вследствие военной травмы составил в конце прошлого года 3929 рублей, пенсии по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 3645 рублей.

Средний размер социальных пенсий в декабре 2007 года достиг 2796 рублей.

В результате проведенных мероприятий достигнуты показатели уровня жизни населения, существенно превышающие плановые параметры.

Так, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила (по оценке) 20,4 млн. человек, вместо 22,5 млн. человек по предварительным параметрам. Соответственно доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % ко всему населению) составила 14,4% вместо 15,8%.

Соотношение между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом составило в 2007 году по оценке 3,25 раза. По сравнению с январем-декабрем 2006 года оно увеличилось на 0,27 пункта.

Соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом трудоспособного увеличилось с 2,88 раза в 2006 году до 3,25 раза в 2007 году.

Соотношение между средней пенсией и прожиточным минимумом пенсионера составило в 2007 году по оценке 1,01 раза.

В 2008 году реальные денежные доходы населения вырастут по сравнению с 2007 годом на 9,4%, в том числе реальная заработная плата на 12,1%. Средний размер трудовой пенсии должен увеличиться в реальном исчислении на 17,3%. В связи с повышением реальных денежных доходов численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится на 2,5 млн. человек.

Показатели занятости населения существенно лучше ранее запланированных. Численность занятого населения увеличилась с 68,8 млн. человек в среднем за 2006 г. до 70,5 млн. человек в среднем в январе-декабре 2007 года.

Численность безработных (по методике МОТ) сократилась с 5,3 млн. человек за 2006 год до 4,64 млн. человек за 2007 год. Уровень безработицы в декабре 2007 г. составил 6,1% экономически активного населения (в декабре 2006 года — 6,9%).

Число безработных граждан, поставленных на учет в службе занятости, уменьшилось с 1,77 млн. человек за 2006 год до 1,56 млн. человек за 2007 год. Число свободных рабочих мест, предложенных работодателями службе занятости, увеличилось, что привело к сокращению нагрузки незанятого населения на 1 вакансию с 2,0 за 2006 г. до 1,5 в 2007 году.

В 2007 году продолжилось сокращение задолженности по заработной плате, которая по состоянию на 1 января 2008 года составила 2668 млн. рублей. Объем просроченной задолженности, сложившийся на 1 января, составляет 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности, в том числе в образовании, здравоохранении и культуре — 0,2%. Численность работников, перед которыми имеется просроченная задолженность по заработной плате, составила 0,2 млн. человек (в соответствующем периоде 2007 года — 0,4 млн. человек). По сравнению с 1 января 2007 года задолженность снизилась на 1491 млн. рублей, или на 36 процентов.

В 2006-2007 годах по инициативе Президента Российской Федерации в стране началась реализация двух крупных национальных проектов, направленных на укрепление здоровья населения и улучшение демографической ситуации: приоритетного национального проекта «Здоровье» и долгосрочной государственной демографической программы.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 годах осуществлялась по трем основным направлениям:

В ходе реализации приоритетного национального проекта выработаны и внедрены новые организационные формы работы, заложены основы системного преобразования первичного звена здравоохранения.

Благодаря финансированию мероприятий по повышению уровня оплаты труда и качества профессиональной подготовки медицинского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь населению Российской Федерации, отмечается существенное повышение доступности и качества медицинской помощи первичного звена здравоохранения, в том числе в сельской местности.

За годы реализации приоритетного национального проекта на 7,7 тысяч человек увеличилась численность участковых врачей, в том числе врачей общей практики. Это позволило укомплектовать врачебные участки медицинскими работниками, снизить коэффициент совместительства с 1,6 до 1,3. На участки пришли работать более 3 тысяч молодых специалистов. В результате доля лиц пенсионного возраста снизилась на 10% среди врачей и на 12% — среди медицинских сестер.

Средний рост заработной платы в сфере здравоохранения с 2005 года по 2007 год составил 55,6%. При этом заработная плата медицинских работников первичного звена здравоохранения реально увеличилась в среднем в 2,7 раза, врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений — в 2,1 раза, медицинских работников службы родовспоможения — в 1,9 раза, младшего медицинского персонала — в 1,7 раза.

В службу скорой медицинской помощи поставлено более 13 тыс. оснащенных специальным медицинским оборудованием машин скорой медицинской помощи: реанимобили для взрослых, специальные детские реанимобили, а также гусеничные снегоболотоходы для оказания скорой медицинской помощи населению, проживающему в труднодоступных районах.

Результатом этих мероприятий стало уменьшение времени ожидания прибытия машины скорой помощи с 35 до 25 минут, а также возможность оказания скорой медицинской помощи пациенту с первой минуты ее прибытия.

В лечебно-профилактические учреждения первичного звена поставлено более 42 тыс. единиц диагностического оборудования, что позволило в два раза увеличить общий объем диагностического оборудования. В результате практически все амбулаторно-поликлинические учреждения страны переоснащены современным рентгенологическим, ультразвуковым, лабораторным и эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами.

Внедрение современного диагностического оборудования в практическое здравоохранение существенно расширило возможности диагностики и лечения больных.

Впервые для миллионов граждан Российской Федерации стало возможным получить полный спектр диагностических исследований. С 10 до 7 дней сократилось время ожидания гражданами обследований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Повысилось качество этих обследований за счет современных технических характеристик оборудования и повышения квалификации медицинского персонала, обеспечивающего проведение исследований.

Возродилась система диспансеризации населения. Закономерным следствием повышения доступности и качества диагностических исследований, в том числе в рамках проводимой диспансеризации, стало снижение на 18% показателя первичного выхода на инвалидность и на 2% — числа случаев временной нетрудоспособности.

С начала реализации проекта более 13 млн. работников бюджетной сферы и занятых на производствах с вредными и опасными факторами прошли дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры. При этом только 22% из них были практически здоровы, 23% — имели риск развития заболевания, 50% — нуждались в дополнительном обследовании в амбулаторно-поликлинических условиях, 5% — в условиях стационара.

Высокий уровень охвата населения (95-98%) профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций. Так, заболеваемость дифтерией снизилась в 5 раз, корью — в 3,7 раза, краснухой — в 2,6 раза, эпидемическим паротитом — на 30,7%, коклюшем — на 30,0%, а заболеваемость гриппом расценивается как неэпидемическая.

Впервые Российская Федерация наряду с высокоразвитыми государствами обеспечивает население препаратами для выявления и лечения ВИЧ-инфицированных пациентов. Более 30,5 тыс. ВИЧ-инфицированных находятся на диспансерном наблюдении и получают антиретровирусную терапию (до 2006 года антиретровирусную терапию ежегодно получали только 3000-5000 ВИЧ-инфицированных).

Существенные изменения произошли в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Так, если в 2005 году высокотехнологичная медицинская помощь была предоставлена 60 тыс. нуждающихся, то в 2006- 2007 годах такая помощь была оказана более 330 тыс. человек. Средства, выделяемые на лечение одного больного, в 2007 году составляли 103 тыс. рублей против 53 тыс. рублей в 2005 году.

В 2005 году удовлетворенность в оказании высокотехнологичной медицинской помощи составляла 20%, а в 2007 году достигла уже 29%.

Достижение такого результата стало возможным в результате перевода 93 федеральных медицинских учреждений на работу в условиях государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета на основе стандарта оказания медицинской помощи.

Другим важным моментом в увеличении доступности этого вида медицинской помощи является то, что впервые средства федерального бюджета, выделенные на высокотехнологичную медицинскую помощь, поступили в медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Всего в 2007 году к такой работе допущены 73 медицинских учреждения из всех федеральных округов, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь по сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии.

В 2006 году проведено проектирование и начато строительство первой очереди семи центров модульного типа. В г. Пензе в январе текущего года завершено строительство первого центра, два других (в городах Астрахани и Чебоксарах) будут сданы в первом квартале 2008 года.

Особое внимание в рамках приоритетного национального проекта уделено улучшению работы службы родовспоможения. Реализация программы «Родовый сертификат» охватила более 92% рожениц. В результате были оплачены услуги по оказанию медицинской помощи для 2,6 млн. женщин и для 403,3 тыс. детей, которые наблюдались в поликлиниках в течение первого года жизни.

В 2007 году стоимость родового сертификата была увеличена с 7000 рублей до 10000 рублей: 3000 рублей — на оплату услуг, оказываемых женщине в женской консультации, 6000 рублей — на оплату услуг в родильном доме и 1000 рублей — на оплату услуг детской поликлиники по диспансеризации ребенка в течение первых шести месяцев жизни.

В 2007 году дополнительно введен талон № 3 к родовому сертификату, средства которого направляются на оплату услуг учреждениям здравоохранения, осуществляющим диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни: по талону № 3-1 за первые 6 месяцев и по талону № 3-2 за вторые 6 месяцев диспансерного наблюдения ребенка.

Целью введения талонов № 3-1 и № 3-2 родового сертификата является усиление взаимодействия и преемственности в работе акушерско-гинекологической и педиатрической служб для повышения качества оказания медицинской помощи детям раннего возраста.

Реализация программы по родовому сертификату с акцентом на необходимость ранней постановки беременных женщин на учет в женских консультациях, привело к тому, что в 2007 году 95% женщин пришли к врачу в первые месяцы беременности (в 2006 году — менее 80%). Число посещений консультаций за время беременности выросло с 7 до 10-11.

В 2007 году впервые за счет средств, перечисленных учреждениям здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, на основании родовых сертификатов, приобретались медикаменты для обеспечения женщин в период беременности (поливитамины, мультиминералы, препараты железа, фолиевая кислота и др.).

В результате введения родовых сертификатов отмечается ряд положительных тенденций в показателях службы родовспоможения и качестве оказания медицинский помощи женщинам во время беременности и родов.

В ходе реализации программы родового сертификата в определенной степени создан механизм заинтересованности врачей женских консультаций в регулярном и качественном наблюдении беременных женщин. Охват беременных женщин пренатальным скринингом (ультразвуковым и биохимическим) повысился в среднем на 7%; доля женщин, вставших на учет по беременности в ранние сроки, увеличилась в среднем на 9%; объемы оказания медицинской помощи в дневных стационарах на амбулаторно-поликлиническом этапе возросли на 5-10%.

Улучшение качества диспансерного наблюдения беременных женщин способствовало снижению заболеваний, осложнивших течение родов и послеродового периода, увеличению доли нормальных родов.

Введение родового сертификата в определенной степени способствовало повышению качества и доступности медицинской помощи женщинам, увеличению уровня оплаты труда медицинских работников, укреплению материально-технической базы учреждений родовспоможения, расширению профилактических мероприятий, созданию конкурентной среды и экономических стимулов для повышения качества услуг, предоставляемых женщинам в период беременности и родов государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.

По уровню массового обследования новорожденных детей Россия впервые достигла уровня развитых стран. Во всех субъектах Российской Федерации новорожденные обследуются на пять наследственных заболеваний, в том числе на три наследственных заболевания — в рамках приоритетного национального проекта. Всего за 2006-2007 годы обследовано около 2 млн. новорожденных и выявлено 432 случая наследственных заболеваний.

Последовательная реализация мероприятий по обследованию новорожденных детей способствовала раннему выявлению больных детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями и проведению своевременного лечения, что позволило сохранить и улучшить качество их жизни.

На основе проведенного анализа состояния здоровья детей первого года жизни, причин младенческой и детской заболеваемости и смертности внесены изменения в существующий стандарт диспансерного наблюдения за ребенком первого года жизни, введены дополнительные осмотры врача невролога, врача ЛФК, врача-хирурга (ортопеда). В стандарте предусмотрено проведение УЗИ-скрининга всех органов и систем и расширение аудиологического скрининга, что позволяет на ранних сроках диагностировать функциональные нарушения и заболевания, своевременно выявлять детей «группы риска», проводить необходимые реабилитационные мероприятия.

Мероприятия по укреплению здоровья населения и по улучшению демографической ситуации, проведенные в 2006 и 2007 годах, привели к существенному улучшению основных демографических показателей.

С 1 января 2007 года введены дополнительные меры, направленные на улучшение демографической ситуации.

Существенно повышены размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет для работающих женщин. В 2007 году пособия получили 1527,1 тыс. женщин, работающих на предприятиях и в организациях. Средний размер пособия составил — на первого ребенка 2369 рублей в месяц (увеличение по сравнению с ранее действовавшим размером пособия в 3,4 раза), на второго и последующего ребенка — 3371 рубль в месяц (увеличение в 4,8 раза).

Впервые данные пособия в размере 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующего ребенка получили неработающие женщины. В 2007 году пособия получили 1178,6 тыс. неработающих женщин.

Пенсионный фонд Российской Федерации принял более 339 тыс. решений и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

С 1 января 2007 года введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 20% внесенной родительской платы за посещение дошкольного образовательного учреждения первым ребенком, 50% — вторым ребенком, 70% — третьим и последующими детьми. По данным Минобрнауки России в 2007 году выплачена компенсация родителям более чем 3,9 млн. детей.

В 2007 году родились 1602,4 тыс. детей, что на 122,75 тыс. детей (на 8,3%) больше, чем в 2006 году. В стране родилось так много детей, сколько не рождалось последние 15 лет. В прошлом году была отмечена рекордная динамика прироста рождаемости за последние 25 лет. Коэффициент рождаемости составил 11,3 детей на 1000 населения, в то время как в 2006 году он составлял 10,4.

В 2007 году зарегистрировано снижение смертности, в значительной степени обусловленное реализацией мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».

Количество умерших в 2007 году сократилось на 86,6 тыс. человек, или на 4,0% по сравнению с 2006 годом. Коэффициент смертности составил 14,7 на 1000 населения (в 2006 году — 15,2).

Естественная убыль населения в 2007 году составила 477,7 тысяч человек, или на 30,5% меньше, чем год назад. Коэффициент естественной убыли (на 1000 населения) составил в 2007 году -3,4, в то время как в 2006 году он составлял -4,8 (в 2005 году -5,9).

Показатель младенческой смертности в Российской Федерации в 2006 году по сравнению с 2005 годом уменьшился на 7,3%., в 2007 году по сравнению с 2006 годом — еще на 7,8%. Коэффициент младенческой смертности в 2007 году составил 9,4 на 1000 родившихся живыми (в 2006 году — 10,2, в 2005 году — 11,0).

Наибольший прогресс достигнут в снижении смертности от внешних причин смерти — на 12,3%, из них — от случайных отравлений алкоголем на 37%. Достигнута положительная динамика в снижении смертности от болезней системы кровообращения, которая уменьшилась на 4,4%. Остается неудовлетворительным показатель смертности от транспортных травм, который вырос по сравнению с 2006 годом на 1,6%.

В целях укрепления института семьи 2008 год на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 объявлен Годом семьи в Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации (распоряжение от 12 октября 2007года № 1405-р) утвержден План основных мероприятий по проведению Года семьи.

В плане предусматривается проведение мероприятий, направленных на всестороннее содействие укреплению института семьи, помощь семьям с нормальными и благополучными отношениями, однако испытывающим определенные трудности в рождении и воспитании детей из-за недостаточного уровня доходов, отсутствия нормальных жилищных условий, невозможности устроить ребенка в дошкольное учреждение. Предусматривается более активное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленьких детей, организации семейного отдыха и досуга, укрепления здоровья и профилактики заболеваемости. Предлагается принять специальные программы по популяризации ценности семьи, пропаганде здорового образа жизни, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Президентом Российской Федерации принято решение о создании Фонда содействия решению проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из федерального бюджета на эти цели будет выделено более 5 млрд. руб. Соответствующие ассигнования могут также выделять регионы и благотворители.

Разрабатывается проект государственной программы (комплекса мер) по оказанию государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В январе-ноябре 2007 года в Российскую Федерацию прибыло 263,0 тыс. мигрантов, что на 96,3 тыс. человек больше, чем в соответствующем периоде 2006 года. Число выбывших из Российской Федерации уменьшилось на 6,4 тыс. человек. Миграционный прирост за одиннадцать месяцев 2007 года составил 219,2 тыс. человек, что на 102,7 тыс. человек (в 1,9 раза) больше, чем в январе-ноябре 2006 года.

Категории: проект; Департамент анализа, прогноза и инновационного развития здравоохранения; Минздрав России; демографическая политика.

Комментарии: 0