Справка о реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» за период 2019-2024 годов
В период с 2019 – по 2024 гг. Минздравом России реализовывался федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» (далее – федеральный проект).
Федеральный проект согласно Указу Президента от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровья и благополучие людей», был направлен на повышение к 2030 году ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, снижение потребления алкоголя, охрану здоровья граждан от табачного дыма и последствий потребления никотинсодержащей продукции, сокращение потребления сахара, соли, сладких газированных напитков.
За период реализации федерального проекта с 2019 по 2024 годы в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни обратились более 22 млн человек (в 2019 г. – 2954 тыс. чел., в 2020 г. – 1546 тыс. чел., в 2021 г. – 2412 тыс. чел., в 2022 г. – 3016 тыс. чел., в 2023 г. – 5384 тыс. чел, в 2024 г. – 6874 тыс. чел.), а число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни (паспорта здоровья) составило более 14 млн человек (в 2021 г. – 3,01 млн чел., в 2022 г. – 3,40 млн чел., в 2023 г. – 3,79 млн чел., в 2024 г. – 4,42 млн чел.).
Доля лиц, ведущих здоровый образ жизни в Российской Федерации, в 2024 году составила 9,7 % и выросла на 6 % по сравнению с 2023 годом (в 2023 г. – 9,1 %).
Потребление алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола), по оперативной оценке, на декабрь 2024 года составило 8,38 л (целевое значение на 2024 год – 8,40 л) при общей тенденции снижения потребления алкоголя за последние 5 лет на 6,7 % (2019 г. – 9,06 л, 2020 г. – 8,95 л, 2021 г. – 8,82 л, 2022 г. – 8,62 л, 2023 г. – 8,49 л).
Также наметилась тенденция к сокращению распространенности курения табака среди населения в возрасте 15 лет и более. Если в 2022 году распространенность составляла 19,2 %, то в 2023 году она составила 18,7 % при целевом показателе 18,9 %; в 2024 году – 18,6 % при целевом показателе 18,6 %, а розничные продажи сигарет и папирос на душу населения уменьшились с 1,52 тыс. штук в 2020 году до 1,08 тыс. штук в 2024 году (по оперативной оценке Росстата по итогам 2024 года).
В 85-ти регионах Российской Федерации в рамках мероприятия проекта «Внедрены корпоративные программы, содержащие наилучшие практики по укреплению здоровья работников» с 2020 по 2024 гг. внедрены корпоративные программы на 8117 предприятиях, в том числе в здравоохранении в 1535 учреждении, в образовании – 3900, в промышленности – 513, на транспорте – 79, в сельском хозяйстве – 63, на предприятиях бытового обслуживания – 128, в торговле – 66, в сфере экономики и финансов – 53, в организациях государственного и муниципального управления – 672, на иных предприятиях - 1108.
За период с 2020 г. по 2024 г. число предприятий, на которых реализуются корпоративные программы, увеличилось более чем в 15 раз – с 527 до 8117. Численность работающих, охваченных корпоративными программами, с 2020 г. по 2024 г. увеличилась в 12 раз – со 169 тыс. человек до 2,3 млн человек.
Корпоративные программы содержат наилучшие практики по укреплению здоровья работников и состоят из модулей «Профилактика потребления табака», «Снижение потребления алкоголя с вредными последствиями», «Здоровое питание и рабочее место», «Повышение физической активности», «Сохранение психологического здоровья и благополучия».
В 85-ти регионах Российской Федерации в рамках мероприятия «Субъекты Российской Федерации в каждом муниципальном образовании (для городов федерального значения - административные округа или районы) внедрили муниципальные программы общественного здоровья» принято 2385 муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по снижению действия основных факторов риска развития неинфекционных заболеваний, профилактике заболеваний полости рта и заболеваний репродуктивной сферы.
Широкое информирование граждан Российской Федерации является одним из действенных инструментов, позволяющих достичь высоких показателей эффективности профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний. В рамках федерального проекта ежегодно проводилась информационно-коммуникационная кампания (далее – Кампания), направленная на мотивацию населения Российской Федерации к ведению здорового образа жизни.
Кампания включала в себя темы: сокращения потребления алкоголя, табака и иной никотинсодержащей продукции; рационального питания и физической активности, сохранения репродуктивного здоровья и здоровья детей; приверженности вакцинопрофилактике и прохождения диспансеризации и др.
В рамках Кампании были созданы и размещены различные виды рекламно-информационных материалов о здоровом образе жизни: видеоролики, аудиоролики, наружная реклама, реклама в сети Интернет. Реализованы специальные проекты на федеральных телеканалах, радиостанциях, в печатных СМИ и сети Интернет, цифровых экосистемах. Общее количество контактов с аудиторией составило более 3,7 млрд.
Кроме того, осуществляется поддержка и развитие официального Интернет-портала Минздрава России о здоровье Takzdorovo.ru. Единое позитивное информационное пространство предоставляет пользователям достоверную экспертную информацию о системе здравоохранения, здоровье человека и здоровом образе жизни.
ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «УКРЕПЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»
КОРПОРАТИВНЫЕ МОДЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ»
БИБЛИОТЕКА КОРПОРАТИВНЫХ ПРОГРАММ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ




Комментарии: 0