Главная
/
Новости
/
В пилотный проект Минздрава России по развитию непрерывного образования врачей могут войти до 9 регионов

В пилотный проект Минздрава России по развитию непрерывного образования врачей могут войти до 9 регионов

В ходе встречи были обсуждены Положение о непрерывном медицинском образовании (НМО), порядок проведения пилотных проектов по развитию НМО, мотивация врачей к непрерывному обучению, выбор актуальных тем и врачей, участвующих в проекте. Все это позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

По первому вопросу выступил заместитель председателя учебно-методического объединения по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России профессор Андрей Свистунов. Он рассказал об основных принципах развития НМО, среди которых: персонифицированность, непрерывность, партнерство с профессиональными обществами, использование дистанционных технологий, ведение врачами персонального отчета-портфолио.

В обучении врачей важны как сохранение отечественного опыта, так и гармонизация требований к непрерывному образованию с международными нормами, принятыми в ЕС и США. Был изучен опыт Европейского союза медицинских специалистов (UEMS) — в части гармонизации образования, Ассоциации по медобразованию в Европе (AMEE) – в части повышения уровня преподавания, Национального совета медицинских экзаменаторов (NBME) — по оценке уровня знаний специалистов, Всемирной федерации по медицинскому образованию (WFME) и пр.

«После проведения пилотного проекта «Положение об НМО» будет утверждено и подкреплено соответствующей нормативно-правовой базой», - отметил Свистунов.

Обсуждался вопрос качества НМО. Высказывались разные мнения: конкурентная борьба образовательных учреждений за «врача-курсанта» или, наоборот, консолидация усилий и партнерство этих учреждений и профессиональных обществ. Несомненно одно: медики при получении непрерывного образования должны иметь возможность ознакомиться с разными научными школами.

Участники сошлись во мнении, что необходимо сделать обучение удобным для врача и учитывать все виды образовательной активности, включая конференции и семинары, публикацию статей, работу в медицинской библиотеке, изучение электронных модулей, обучение в симуляционных центрах и пр.

«Одна из главных проблем – это дефицит медицинских кадров, особенно на селе и в небольших городах. Поэтому специалиста очень сложно отпустить на повышение квалификации даже в областной центр, – напомнил вице-губернатор по социальным вопросам Липецкой области Дмитрий Мочалов, поддерживая идею дистанционного обучения. – Образование на рабочем месте должно быть равнодоступным для городских и сельских врачей. И самое важное – начать с врачей первичного звена».

Пока пилотный проект охватывает только специалистов с высшим образованием, однако члены Координационного Совета подняли вопрос и о проработке соответствующих образовательных проектов для медсестер. «От их уровня квалификации зависит очень многое в организации медицинского обслуживания населения, – подчеркнул академик РАМН, вице-президент Российского общества хирургов Валерий Кубышкин.

В качестве главной участники Совета назвали проблему мотивации врачей к обучению – без этого, как было замечено, проект останется на «мертвой точке». В рамках пилота, который рассчитан на один год, врачам будет предложено пройти 144-часовое обучение в государственном образовательном учреждении плюс 22 часа, предоставляемых медицинским обществом. При этом важно, чтобы значительная часть всех этих часов была предоставлена без отрыва от работы. Чтобы мотивировать врачей постоянно учиться, предложено охватить тех, кому необходимо получить сертификат до 2015 г., это примерно 20% врачей по каждой специальности. Врачи-участники пилотного проекта смогут получить преимущество при получении сертификата, внеочередного присвоения категории.

Также было отмечено, что необходимо разрешить врачам, не вошедшим в пилотный проект, участвовать в соответствующих мероприятиях, получать кредиты, или часы образовательной активности.

«Для успешной реализации пилотных проектов нужно запускать их в различных регионах страны», – подчеркнул председатель правления Российского респираторного общества, академик РАМН Александр Чучалин. В настоящее время предложено 9 субъектов РФ, по одному – в каждом Федеральном округе. В ЦФО – 2 региона: Москва и Липецкая область.

Следующая встреча участников Координационного Совета пройдет до 15 июля совместно с представителями пилотных обществ и регионов. На ней будут обсуждены конкретные планы по подготовке пилотных проектов, старт которых запланирован 1 октября.

 

Справочно:

Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ создан приказом Минздрава России от 18 февраля 2013 года №82 для решения актуальной задач российского здравоохранения – повышения качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров.

Заместитель Министра здравоохранения РФ, сопредседатель Координационного Совета Игорь Каграманян: «Перед Координационным советом стоит серьезная задача — модернизировать систему дополнительного профессионального образования, сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения. Дополнительное профессиональное образование должно стать интересным и удобным для медицинских работников, с возможностью обучаться на рабочем месте. Для этого будут внедряться современные дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии, как это происходит в большинстве развитых стран».

Координационный Совет возглавляют заместитель Министра здравоохранения И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе Совета более 40 членов — руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители Минздрава России, ведущие специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них А.А. Баранов, Е.И. Гусев, И.Н. Денисов, Г.П. Котельников, И.В. Маев, Л.К. Мошетова, А.А. Свистунов, А.Г. Чучалин, Н.Д. Ющук и другие.

В состав Координационного Совета входит три рабочие группы и комиссия:

1) по разработке нормативных документов по развитию НМО,

2) по методологии создания учебных и контрольно-измерительных материалов,

3) по внедрению инновационных образовательных технологий в НМО и проведению пилотных проектов.

 На первом заседании Совета 3 апреля 2013 г. было определено, что дополнительное профессиональное образование или непрерывное медицинское образования (НМО) будет персонифицированным, доступным для медицинских работников, высококачественным. При этом профессиональные медицинские общества будут принимать активное участие в НМО, дополняя существующую систему последипломного образования в государственных образовательных учреждениях. Сформирована структура Совета: 3 рабочие группы и Комиссия. По итогам первого заседания им было поручено подготовить проекты документов: порядок проведения НМО; требования к образовательным мероприятиям и материалам (конференциям, семинарам, модулям для дистанционного обучения, клиническим рекомендациям и др.); критерии оценки значимости каждого мероприятия в баллах (или кредитах).

В сжатые сроки был разработан пакет из 11 документов, необходимых для развития НМО. С поправками и дополнениями от членов Совета эти документы вынесены на обсуждение на втором заседании Совета 22 мая 2013 г.

На втором заседании Совета  было принято решение о необходимости проведения пилотных проектов по развитию системы непрерывного медицинского образования с целью отработки механизмов ее внедрения, определения путей нивелирования возможных рисков и получения обратной связи из регионов  от медицинских работников. И только после оценки результатов пилотных проектов  приступать к реализации программы по НМО в масштабах всей страны.

«Следует отметить, что желание участвовать в пилотных проектах выразили все профессиональные медицинские общества, но были отобраны самые активные и имеющие за плечами серьезный опыт в реализации обучающих программ. Пока это такие специальности, как пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, терапия, ревматология, хирургия, педиатрия, урология и, конечно, организация здравоохранения. Общества, участвующие в пилотных проектах, должны подготовить образовательные мероприятия, электронные модули и тестовые задания, а также клинические рекомендации по наиболее значимым заболеваниям согласно типовым программам», – сказал Игорь Каграманян.

Категории: медицинские кадры и образование.

Комментарии: 0