Младенческую смертность в России снизили в три раза
За последние десять лет младенческую смертность в России снизили в три раза и научились спасать новорожденных детей весом от 500 граммов. Как это удалось сделать и какие еще меры необходимо предпринять, в эти дни обсуждают участники Международного форума "Пути снижения младенческой смертности: российский опыт". На вопросы "Российской газеты" ответила директор профильного департамента Минздрава РФ Елена Байбарина.
Такие встречи неонатологов, педиатров, руководителей здравоохранения, отвечающих за здоровье мам и детей стали уже традиционными?
Елена Байбарина: Да, нынешний форум - уже третий. Снижение младенческой и материнской смертности входит в число ключевых задач, поставленных на саммите тысячелетия Организацией Объединенных Наций, над этой проблемой работают все государства, и успехи, которые показывает Россия, опыт наших врачей стоит того, чтобы о нем подробнее узнали в других странах. На форумах встречаются ученые, ведущие специалисты в области охраны здоровья матери и ребенка из развитых европейских стран, США, из нашей страны, и также из стран, где еще высок уровень младенческой и материнской смертности. Например, приезжали к нам делегации из Вьетнама, Никарагуа, Ботсваны, Монголии, Узбекистана, Киргизии. Более десяти стран-участниц выступали как реципиенты помощи.
В чем заключается эта помощь?
Елена Байбарина: Речь идет не только об обмене теоретическими знаниями, но и о передаче практического опыта, методик оказания медицинской помощи мамам и новорожденным, включая новейшие способы реанимации, выхаживания недоношенных детей и новорожденных с малым весом. В Москве в Центре акушерства и гинекологии имени Кулакова создан симуляционно-тренинговый центр по акушерству, интенсивной терапии в акушерстве и по неонатологии. В Санкт-Петербурге на базе Научно-исследовательского института детских инфекций открыт симуляционный центр для тренингов по интенсивной терапии критических состояний при детских инфекциях.
В них используются так называемые симуляционные технологии - действия врачей отрабатываются на "куклах", копирующих организм женщины и ребенка. Это очень сложная и дорогая техника. Но она стоит того. В этих центрах повышают квалификацию и российские врачи, и наши коллеги из других государств.
Третий центр, который только - только открылся, предназначен как для обучения педиатрическим навыкам, так и для развития хирургической помощи детям, в том числе, эндоскопической хирургии. Здесь тоже будут обучаться врачи из разных стран мира.
Если вернуться к российским реалиям, благодаря чему, по вашему мнению, удалось серьезно улучшить ситуацию в нашей стране?
Елена Байбарина: Ключ - в комплексном подходе. В нашей стране разработана стратегия снижения младенческой и материнской смертности. Об обучающих программах, постоянном повышении квалификации наших специалистов я уже сказала.
Много усилий, много ресурсов было потрачено, особенно в последнее десятилетие, на материально-техническую базу. Взять хотя бы программу строительства перинатальных центров, где помощь мамам и младенцам оказывается на самом современном уровне. Так же принимают роды и выхаживают малышей в лучших европейских клиниках. Важнейшее направление, внедренное в нашей стране, - перинатальная диагностика. Мы еще на раннем сроке беременности, если есть на то показания, проверяем маму и будущего ребенка на предмет аномалий развития. Разработана система оказания хирургической помощи сразу после рождения ребенка. Если вовремя выявить такое заболевание и принять необходимые меры, можно предотвратить случаи смерти и тяжелой инвалидности. Благодаря скринингу, ежегодно мы таким образом спасаем от тяжелых заболеваний и инвалидности более 1000 новорожденных.
Елена Николаевна, давайте подкрепим ваши слова статистикой. На каком месте, если можно так сказать, Россия сейчас? Европе мы по-прежнему уступаем, во всяком случае, развитым европейским странам?
Елена Байбарина: Среднеевропейский показатель, он ведь тоже очень разный. Если взять Балканские страны, страны Восточной Европы, там показатели сопоставимы с российскими, хотя от страны к стране ситуация различна. В развитых странах - Германии, Скандинавии смертность ниже, чем у нас.
Но самое главное, что в нашей стране младенческая смертность успешно снижается, и довольно быстрыми темпами. В 2013 году этот показатель составил 8,2 случая на 1000 родившихся живыми. В странах с высоким уровнем смертности это может быть и 70, и 90, и 140 - такой разброс.
Какие перспективы у службы родовспоможения? В последние годы наделала немало шума реорганизация медучреждений в регионах. Где-то закрывались родильные отделения, где-то - малозагруженные роддома. Минздрав занимался этой проблемой?
Елена Байбарина: У нас в стране развивается трехуровневая система помощи. Ее цель - обеспечить равную доступность высокотехнологичной сложной помощи всем женщинам независимо от того места, где они проживают, насколько это далеко от столицы, от крупных городов. Акушер-гинеколог ведет беременную женщину по специальной схеме, ее обследует, и, если выявляются какие-то риски, ее просто обязаны направить в специализированное учреждение, где ей окажут всю возможную помощь. Эта система называется порядок акушерской помощи. Первый уровень - это родильные отделения центральных районных больниц по месту жительства, они принимают преимущественно здоровых женщин. Второй уровень - это межрайонные центры, где сконцентрировано оборудование для помощи в более сложных случаях, туда направляют женщин среднего риска. И третий уровень - это федеральные учреждения: перинатальные центры, крупные областные, краевые, республиканские родильные дома, куда поступают женщины с серьезными осложнениями, и где есть все возможности, чтобы им помочь.
Что касается реорганизации, важно, чтобы женщина получила квалифицированную помощь и получила ее вовремя. Когда роженица поступает в маленькое отделение, где все-то несколько родов в год принимается, это ведь связано с повышенным риском и для нее, и для ребенка.
Большое внимание мы уделяем вопросам маршрутизации, транспортировки беременных женщин в роддома. Закупаются новые машины "Скорой помощи", оборудованные системой Глонасс. Диспетчер следит за движением машины, есть даже возможность связываться с бригадой врачей, при необходимости проводить консультации, пока скорая следует в роддом.
Полная версия интервью на сайте "Российской газеты"
Категории: Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения.
Комментарии: 0