Новый Законопроект о донорстве будет обсуждаться в Государственной Думе в 2014 году.
Законопроект «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадки)» скоро будет рассматриваться в Государственной Думе. Чем не устраивает старый закон и почему нужно принимать новый? Почему ряд положений Законопроекта еще остаются предметом обсуждения? Об этом в интервью "Медицинской газете" рассказала Помощник Министра здравоохранения РФ Ляля Габбасова.
- В силу ряда причин российское здравоохранение уступает в развитии донорства и трансплантации органов многим странам Европы. Хотя именно в нашей стране сделали первую пересадку донорского органа. В значительной мере это связано с тем, что многие аспекты донорства не урегулированы законодательством. Поэтому возникла необходимость в принятии нового закона и последовательной его реализации.
- Это так, но согласитесь, что значительная часть людей боятся донорства из-за возможных злоупотреблений…
- В связи с этим и нужно донорство и трансплантацию органов определить в те законодательные рамки, которые действуют в развитых странах мира. По вопросам констатации смерти мозга и изъятию органов давно приняты нормативные акты и уже реализуются на практике. Нужно в таком же ключе урегулировать вопросы кондиционирования донора, транспортировки и доставки донорского материала. Никаких злоупотреблений не будет, если будут четко выполняться Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов, а именно, врачи, удостоверяющие факт смерти потенциального донора, не должны участвовать непосредственно в изъятии у него органов и последующих процедурах их пересадки, не должны быть лечащими врачами потенциальных реципиентов.
Опыт развития донорства во многих странах доказывает, что именно непроработанная правовая база, может создать опасность криминализации донорства.
На площадках Совета Европы, Всемирной организации здравоохранения регулярно обсуждаются вопросы возможности совершения преступлений в области донорства и трансплантации. Проходит стадии согласования проект Конвенции Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами, тканями и клетками, направленный на предотвращение трафика (незаконного вывоза органов человека), который разрабатывался совместно с представителями следственно-правовых органов стран-участников, в том числе и от Российской Федерации, выступившей в качестве наблюдателя. Кроме того эксперты Минздрава России принимают активное участие в работе комитета Совета Европы по вопросам трансплантации органов (CD-P-TO). И это тоже шаги, направленные на исключение возможностей злоупотреблений в сфере донорства и трансплантации.
В настоящее время организация донорства органов регулируется самостоятельными подзаконными актами в субъектах РФ. Региональные законы или приказы разрабатывались на основе федерального закона от 22 декабря 1992г. № 4180-1
«О трансплантации органов и (или) тканей человека» и ряда других нормативных актов. Но все же должно быть создано единое правовое поле для всей страны. Точно также как регистры доноров и реципиентов. Понятно, что на первых порах обмениваться органами в целях оказания помощи методом трансплантации пациентам, находящимся в листах ожидания смогут только близлежащие территории. Но со временем, эта система должна поэтапно охватить все регионы.
- Не кажется ли вам, что созданию такого единого поля могут помешать амбиции главных врачей лечебных учреждений, ведущих специалистов, занимающихся трансплантацией?
- Дело в том, что имея единое информационное поле на базе регистров доноров и реципиентов, можно будет очень четко определять какому реципиенту подойдет тот или иной донорский орган. Ведь выбор определяется в соответствии с множеством критериев, обеспечивающих качество и безопасность проводимой операции. И, не надо забывать, что донорские органы могут быть пересажены в течение определенного периода времени, а значит, вопрос с выбором и подготовкой реципиента тоже должен решаться оперативно. На Западе донорские органы по системе кооперации зачастую доставляют из одной страны в другую с использованием авиации. Но у нас – огромная страна, Калининград отделяет от Владивостока десятки тысяч километров. Даже самолетом лететь из Москвы на Камчатку нужно более 8 часов. А еще надо доставить донорские органы в аэропорт, потом привезти их в клинику, где смогут осуществить трансплантацию. Поэтому такой обмен у нас реальнее будет проводить, например, в рамках федеральных административных округов. Тем самым, соблюдая территориальную и транспортную доступность.
- Вы заговорили об опыте других стран. Почему в развитых странах население все-таки с большей симпатией относится к донорству и поддерживает развитие трансплантологии?
- В медицинском сообществе считается, что значительных успехов в области развития донорства и трансплантации органов достигли такие страны как Испания, Италия, Франция. Как показывает медицинская статистика, ежегодно в этих странах проводится наибольшее количество трансплантаций органов. У них четко отработана система организации донорства, которую они позаимствовали когда-то в США. Но каждая из этих стран шла своим путем в развитии этой области медицины. В Испании в становлении и развитии системы донорства значимую роль сыграла католическая церковь, поддерживающая намерения граждан о пожертвовании своих органов после смерти нуждающимся. Хотя там также действует «презумпции согласия», но люди могут при жизни выразить согласие на изъятие органов после смерти.
Есть другие страны, которые сумели добиться развития донорства в условиях действия принципа «испрошенного согласия». В США, Великобритании, Германии, в некоторых Скандинавских странах и при «испрошенном согласии» на изъятие органов после смерти в течение последних 20 лет сумели сформировать позитивное отношение населения к донорству. Но для этих целей действуют постоянные информационные программы, акции, пропагандирующие донорство. Тем не менее, эти страны в большей степени сталкиваются с дефицитом донорских органов среди граждан своей страны. Путь понятен – надо заниматься разъяснением аспектов посмертного донорства среди населения всех возрастных групп. Чтобы люди не узнавали об этом только тогда, когда у них случилось несчастье.
В нашей стране, как известно, действует «презумпция согласия», не требующая прижизненного волеизъявления граждан. Как же изменится тактика определения статуса донора после принятия нового федерального закона? При введении в действие регистра волеизъявлений, врачи-специалисты смогут увидеть в электронной системе - как сам человек при жизни решил распорядиться своими органами после смерти. Но если он не определился при жизни и не высказались по этому поводу родственники, круг которых определен Законопроектом, только тогда будет наступать «презумпция согласия». Очень важно отметить, что «презумпция согласия» не распространяется на детей и недееспособных граждан, в этих случаях действует только «испрошенное согласие» родителей и опекунов. Донорство органов среди детей - сирот будет запрещено законодательством.
- Будет ли ограничиваться количество лечебных учреждений, которые будут иметь право проводить трансплантацию органов?
- Безусловно, таких планов у Министерства нет, но законопроект определяет участие в трансплантации только медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Сегодня более 100 больниц имеют на это право. Но после вступления закона в действие перечень их может обновиться. Для выполнения функций по донорству и трансплантации лечебные учреждения должны иметь условия для осуществления органного донорства, быть технически достаточно оснащенными и иметь квалифицированных специалистов для проведения такого рода операций.
Источник: "Медицинская газета"
Категории: донорство органов и трансплантация; помощник Министра; донорство органов и трансплантация.
Комментарии: 0