Как отметил в своем определении Конституционный суд Российской Федерации (далее определении), действующая в России модель правового регулирования, основанная на презумпции согласия на посмертное изъятие органов для трансплантации, не является исключением в мировой практике и в целом основана на общепризнанных принципах и нормах международного права. Так, Руководящие принципы Всемирной организации здравоохранения по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов предусматривают, что для проведения трансплантации клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тел умерших в случае, если: получено согласие в форме, требуемой законом, и нет оснований полагать, что умершее лицо возражало против такого изъятия.
Также в определении говорится, что при этом в комментарии к данному Руководящему принципу разъясняется, в частности, что «в зависимости от социальных, медицинских и культурных традиций каждой страны, а также от того, каким образом семьи участвуют в процессе принятия решений относительно своего здоровья в целом, согласие на получение органов и тканей от умерших может быть «четко выраженным» или «предполагаемым».
Совершенствование федерального законодательства в данной сфере нашло отражение в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан». Статья 47 указанного федерального закона посвящена вопросам донорства органов и их трансплантации и предусматривает, что совершеннолетний дееспособный гражданин может изъявить свое согласие или несогласие на донорство органов в устной форме, в присутствии свидетелей, в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации, при желании документ можно заверить нотариально (если человек хочет, чтобы документ имел юридическую силу), информация о наличии волеизъявления гражданина вносится в медицинскую документацию гражданина, в случае отсутствия волеизъявления право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии – один из близких родственников.
Стоит отметить, что на основании 47-ой статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» был подготовлен проект федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» (далее - законопроект). Законопроектом предусматривается создание и ведение «Федерального регистра доноров органов, донорских органов и пациентов-реципиентов», который будет содержать отдельный подрегистр, включающий волеизъявления граждан.
Кроме того в определении обращается внимание на то, что законопроектом предусматривается более детализированная процедура выражения гражданином соответствующего волеизъявления, в том числе в устной форме, учета волеизъявлений, получения медицинской организацией информации о наличии (отсутствии) волеизъявления гражданина, реализации близкими родственниками права заявить о несогласии на изъятие органов в случае отсутствия волеизъявления гражданина, включая информирование их о констатации смерти гражданина, которая сопровождается документированием (фиксацией) совершаемых действий.
Далее в определении говорится, что широкое обсуждение проекта федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации» и развернувшаяся публичная дискуссия по наиболее актуальным вопросам рассматриваемой медицинской отрасли - в том числе морально-этического плана - отражает демократический процесс выработки рационального, обоснованного и справедливого законодательного решения на основе общественного консенсуса для обеспечения баланса интересов доноров и реципиентов.
Таким образом, с учетом вышеизложенного само по себе нормативное регулирование, содержащееся в статье 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в системе действующего законодательства Российской Федерации в области донорства органов не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей, указывается в определении.
Категории: донорство органов и трансплантация.
Комментарии: 0