Главная
/
Новости
/
Заместитель директора Департамента Валерий Бузин принял участие в мероприятиях конгресса «Арктика без алкоголя»

Заместитель директора Департамента Валерий Бузин принял участие в мероприятиях конгресса «Арктика без алкоголя»


Заместитель директора Департамента общественного здоровья и коммуникаций Валерий Бузин выступил с докладом на конгрессе «Арктика без алкоголя» и принял участие в круглом столе «Реализация антиалкогольной политики в Республике Саха (Якутия): опыт, проблемы и решения. Кроме того, делегация Минздрава посетила урок литературы с элементами пропаганды здорового образа жизни в школе г. Якутска и Якутский медицинский колледж и городскую поликлинику.Заместитель директора Департамента Валерий Бузин и главный специалист-эксперт Департамента Дарья Хухрева дали интервью телевизионной передаче «Новый век» НВК «Саха» и приняли участие в съемке документального фильма, посвященного работе конгресса.

В своих выступлениях Валерий Бузин отметил, что в Российской Федерации проблема алкоголизации населения остается значимой и Минздрав России поддерживает усилия участников конгресса по борьбе с алкоголем, включая объявления отдельных населенных пунктов территориями, свободными от алкоголя, а таких в Якутии уже 75.

Согласно данным Росстата, распространенность употребления алкогольных напитков в Российской Федерации среди лиц в возрасте старше 15 лет последние годы неуклонно снижается: с 61,2% в 2011 году до 58,5%.в 2014 году.

В то же время в 2015 году за наркологической помощью обратились 2 080 340 пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, вызванными потреблением алкогольной продукции. Наркологической службой в Российской Федерации зарегистрировано 361 184 пациента, потребляющих алкогольную продукцию (пагубное употребление). Всего число лиц, страдающих алкоголизмом и алкогольными психозами, в 2015 году составило более 1,7 млн человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики, продажа водки и ликеро-водочных изделий в расчете на душу населения в 2015 году в Российской Федерации снизилась до 7,1 литра, c 7,7 литров за 2014 год, но все равно продолжает оставаться значительной.

Потребление алкогольной продукции является одной из ключевых причин насилия и преступности. За январь – апрель 2016 года каждое третье расследованное преступление совершено лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (35,3 %).

Потребление алкогольной продукции значительно увеличивает риски стать жертвой преступлений, включая убийства, побои, сексуальное насилие, кражи.

По данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкогольной продукции лицами в возрасте 15–17 лет снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Потребление алкогольной продукции несовершеннолетними способно привести к невозможности получения ими образования и осуществления профессиональной деятельности в будущем.

Необходимо информировать население Российской Федерации о том, что потребление алкогольной продукции в любом количестве, а не только в чрезмерном, способно оказать  вредное воздействие на здоровье человека.

В настоящее время среди приоритетных направлений деятельности  Министерства здравоохранения Российской Федерации важнейшее место занимают программы по формированию здорового образа жизни у граждан России, включая снижение уровня потребления алкоголя.

В целях реализации снижения уровня потребления алкогольной продукции, повышения эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией и регулирования алкогольного рынка в Российской Федерации была разработана и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция), реализация которой продолжилась в 2015 году.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрен показатель «Потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (на душу населения в год)», который в 2014 году составил 11,6 л, в 2015 году – 10,5 л. (при плановом показателе 10,9), а в 2016 году плановый показатель должен составить 10,4 л).

Во исполнение задачи Концепции – совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией, и больным алкоголизмом, – уделено значительное внимание развитию необходимой медицинской инфраструктуры.

Так, в настоящее время Научно-исследовательским институтом наркологии - филиалом ФГБУ «Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России, которое является ведущим учреждением Российской Федерации по изучению зависимости от психоактивных веществ и осуществляет планирование и координацию научных исследований по этим проблемам, разрабатываются профилактические программы для населения и для подростков в частности, разрабатываются методики краткосрочной психотерапии, ориентированные на полный отказ от потребления алкоголя, и максимально комфортные для пациента методы детоксикации.

За период 2011–2014 гг. в рамках модернизации наркологической службы 83 субъектам Российской Федерации было выделено финансирование из федерального бюджета в общем объеме 1,8 млрд рублей. Объем средств, выделенных на модернизацию наркологической службы из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, составил 1,5 млрд рублей. Указанные средства затрачены на обновление материально-технической базы медицинских организаций, проведение капитальных и текущих ремонтов зданий, проведение профессиональной переподготовки специалистов.

Приказом № 263 Министерства здравоохранения Российской Федерации (от 05.06.2014) была утверждена Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года. Целью модернизации является повышение эффективности работы за счет создания единого организационно-технологического процесса оказания наркологической помощи от первичного обращения в амбулаторное звено к лечению в стационарных условиях до последующей медицинской реабилитации.

Минздравом России в рамках проведения модернизации наркологической службы проводятся мероприятия по обеспечению преемственности по выявлению лиц, злоупотребляющих алкоголем и иными психоактивными веществами, в рамках диспансеризации и направлению их к врачу – психиатру-наркологу или в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «наркология». Методика раннего выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, и оказанию им помощи в медицинских организациях была интегрирована в комплекс обследования в рамках диспансеризации.

 За 2013–2015 гг. в ходе диспансеризации было выявлено около 900 тысяч пациентов, употребляющих алкоголь с риском вредных последствий, что составляет около 3 % от общего числа лиц, прошедших диспансеризацию.

В результате проведенных Министерством здравоохранения Российской Федерации мероприятий утвержден новый план мероприятий («дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, предусматривающий эффективные меры, направленные на снижение масштабов злоупотребления алкоголем:

- информирование населения о вреде злоупотребления алкоголем;

- установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств;

- установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом;

- запрет продажи «сухого алкоголя».

В соответствии с пунктом 17 этого плана мероприятий вышел приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем» №448.

Концепция определяет цели и задачи реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, представляет собой систему направлений по развитию информирования и оповещения населения о вреде, причиняемом алкоголем здоровью, семейному благополучию и духовным ценностям человека.

Отдельное внимание в 2015 году уделялось совершенствованию проведения информационно-коммуникационных кампаний, направленных на популяризацию здорового образа жизни, отказ от потребления алкоголя.

По мнению Министерства здравоохранения Российской Федерации, одним из наиболее приемлемым механизмом, направленным на снижение воздействия факторов риска посредством целевого воздействия, являются повышение стоимости акцизных налогов на алкоголь.

В Российской Федерации акцизные ставки на алкогольную продукцию в 2015 и 2016 году остаются на уровне 2014 года, несмотря на рост инфляции.

Считаем целесообразным вернуться к политике повышения акцизов и минимальных цен на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт темпами, превышающими уровень инфляции.

Дополнительные стимулы к снижению масштабов злоупотребления алкоголем могло бы дать принятие следующих мер:

отказ от действий по ослаблению алкогольного законодательства
со стороны всех федеральных органов исполнительной власти;

введение ограничения розничной продажи самогонных аппаратов;

установление ответственности за розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом, включая внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции и спиртосодержащих лекарственных средств;

выделение отдельного состава преступления, проявляющегося
в уклонении от уплаты акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт в размере более 100 тыс. рублей за период одного финансового года.

 


Комментарии: 0