Главная
/
Новости
/
Директор Департамента Надежда Саволайнен дала интервью журналу "Бюджет"

Директор Департамента Надежда Саволайнен дала интервью журналу "Бюджет"


Внутренний финансовый контроль в Минздраве России

Внутренний финансовый контроль в профессиональном сообществе в последнее время — одна из наиболее обсуждаемых тем. Новеллы законодательства диктуют необходимость создания главным распорядителем бюджетных средств отдельного подразделения по осуществлению ВФК. Опытом реализации постановления Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193, наделившего ГРБС новыми обязанностями в этой области, мы попросили поделиться директора Департамента учетной политики и контроля Минздрава России Надежду Борисовну САВОЛАЙНЕН.

- Надежда Борисовна, с недавних пор у ГРБС появились новые функ­ции по осуществлению ВФК. Какие структурные подразделения вашего министерства оказались за­действованы в этом процессе?

Верно, с выходом постанов­ления № 193 мы должны обеспечить соответствие нашей внутренней ра­боты новым стандартам и правилам. Но тем более важно отметить, что финансовый контроль в Минздраве России осуществлялся и до выхода постановления № 193. В соответ­ствии с Положением о Минздраве России с 2012 года министерством проводились проверки финансово-­хозяйственной деятельности в под­ведомственных организациях, ре­зультаты проверок рассматривались на заседаниях Контрольного совета, в адрес учреждений направлялись представления или выписки из про­токолов заседания Контрольного совета. Мы также мониторировали разработку и исполнение планов мероприятий по устранению нару­шений (рисунок 1).

Организацией процесса осу­ществления контрольно-ревизион­ной работы в отношении подве­домственных учреждений занима­ется Департамент учетной политики и контроля, но также привлекаются и профильные департаменты по ос­новным направлениям их деятель­ности. В целях систематизации этой многоуровневой работы был издан приказ Минздрава России от 5 сен­тября 2013 года № 626н «Об осуще­ствлении Министерством здраво­охранения Российской Федерации финансового контроля деятельности подведомственных Министерству здравоохранения Российской Феде­рации организаций» (рисунки 2, 3).

 

Работа над ним началась еще в Минздравсоцразвития России. Это была первая попытка утвердить регламент, охватывающий все этапы подготовки, проведения и анализа контрольного мероприятия. Прошло время, и сейчас мы по-другому видим отдельные про­цессы, например процедуру формирования акта после окончания кон­трольного мероприятия. Считаем, что формирование акта в столь ко­роткие сроки проведения контроль­ного мероприятия, как это сейчас предусмотрено приказом № 626н (как правило, пять рабочих дней), неоправданно. В настоящее время мы работаем над внесением изме­нений в этот приказ, в том числе с учетом изменившегося с 2013 года законодательства в области кон­троля, а также большого наработанного опыта. Свою задачу мы видим в повышении качества осуществ­ляемой контрольной деятельности, и эта задача глобальна.

Что касается внутреннего фи­нансового контроля в отношении бюджетных процедур, осуществ­ляемых структурными подразде­лениями, то Минздравом России (до выхода постановления № 193 и сейчас) успешно применяются отдельные регламенты по исполне­нию процедур, содержащих риски. Это, например, приказ Минздрава России от 19 марта 2014 года № 117 «Об утверждении Положения о порядке организации работы по взаимодействию структурных под­разделений Министерства здраво­охранения Российской Федерации при осуществлении закупок това­ров, работ, услуг для государствен­ных нужд и Инструкции о подго­товке, согласовании, заключении, расторжении, регистрации, учете и контроле исполнения государ­ственных контрактов в Министер­стве здравоохранения Российской Федерации».

Дело в том, что Департамент учетной политики и контроля Мин­здрава России помимо обсуждае­мого предмета также отвечает за организацию бухгалтерского учета. А бухгалтер, в свою очередь, от­вечает за качество принимаемых к учету первичных документов. Так что мы с уважением относимся к первичному документу любого уровня, будь то государственный контракт, счет на оплату или акт выполненных работ. Важно разде­лить ответственность на всех эта­пах — согласования, утверждения и исполнения любого документа, ко­торый в дальнейшем служит осно­ванием для принятия обязательств к учету.

Наши регламенты в опреде­ленной мере подготовили департа­менты министерства к системати­зации отдельных процессов в вы­полнении бюджетных процедур, к необходимости контроля за со­блюдением сроков представления документов и их качеством, к бюд­жетной дисциплине. Поэтому разра­ботка и утверждение карт внутрен­него финансового контроля прошли достаточно оперативно.

- Организация этой работы за­креплена какими-либо внутренними документами?

В первую очередь это По­ложение о Департаменте учетной политики и контроля Министер­ства здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с ко­торым наш департамент осуще­ствляет организацию внутреннего контроля и контрольно-ревизион­ной работы в министерстве. В департаменте за эту работу отвечает отдел внутреннего финансового контроля.

В соответствии со статьей 160.2-1 БК РФ, а также во испол­нение постановления Правитель­ства России № 193 издан приказ Минздрава России от 30 дека­бря 2014 года № 965 «Об органи­зации внутреннего финансового контроля в Министерстве здраво­охранения Российской Федера­ции». Данным приказом утвер­ждены следующие порядки: поря­док формирования, утверждения и актуализации карт ВФК; порядок учета и хранения регистров (жур­налов) внутреннего финансового контроля; порядок формирования и направления информации о ре­зультатах ВФК на основе данных регистров (журналов); порядок со­ставления отчетности о результа­тах ВФК на основе данных реги­стров (журналов).

Также утверждены внутренние бюджетные процедуры (всего 18), в отношении которых ответствен­ные структурные подразделения, а также соисполнители осуществ­ляют контроль. Департаментами, в свою очередь, утверждены карты внутреннего финансового контроля и ведутся журналы учета его ре­зультатов. Ежеквартально нашим департаментом проводится анализ результатов контроля, осуществляе­мого в департаментах министерства, и готовится доклад министру.

Что касается осуществления финконтроля по уровню подведом­ственности, приказ № 626н оста­ется основным в части организации данной работы. Ежегодно до 15 де­кабря отдельным приказом Мин­здрава России утверждается план контрольной деятельности мини­стерства на следующий календар­ный год на основании предложений профильных департаментов мини­стерства. Мы просим учитывать за­мечания органов государственного финансового контроля, поступившие жалобы в отношении деятельности учреждений. Также принимаются во внимание результаты сдачи учре­ждениями бухгалтерской отчетности в течение года.

Так мы планируем нашу кон­трольную деятельность. Но если в течение года возникает необхо­димость проведения внеплановых контрольных мероприятий, то в этом вопросе также руководствуемся приказом № 626н.

- Вы учитываете при планирова­нии этой работы общее количество подведомственных учреждений?
Мы стараемся, но, к сожале­нию, в настоящее время реализо­вать это затруднительно. Общее ко­личество подведомственных учре­ждений — 168. А отдел внутреннего финансового контроля представлен тремя сотрудниками, при этом он не всегда укомплектован на 100 про­центов.

Перед отделом стоят три гло­бальные задачи: организация вну­треннего финансового контроля, ве­домственного финансового контроля и ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения феде­ральных нужд в подведомствен­ных министерству организациях.

К счастью, реализовать эти задачи нам помогают коллеги: сотрудники нашего департамента, профильных департаментов, главные бухгалтеры подведомственных учреждений, ко­торые принимают участие в выезд­ных проверках в составе комиссии.

При этом нагрузки столь ве­лики, что совершенно не оставляют свободного времени. Например, в 2016 году было запланировано проведение 23 выездных докумен­тальных проверок финансово-хозяй­ственной деятельности и десять до­кументарных проверок соблюдения законодательства РФ и иных нор­мативных правовых актов о кон­трактной системе в сфере закупок подведомственных организаций.

За 2016 год проведено 20 плановых выездных проверок, девять плановых документарных проверок и пять внеплановых проверок (всего 34).

А в 2015 году проведено 19 плано­вых проверок и три внеплановые (всего 22). Так что в смысле коли­чества охватываемых проверками объектов контроля динамика поло­жительная.

- Ваш департамент также органи­зует осуществление ведомствен­ного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд?

Совершенно верно. В струк­туре департамента имеется от­дел обеспечения процедур, кото­рым в свое время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении пра­вил осуществления ведомствен­ного контроля в сфере заку­пок для обеспечения федераль­ных нужд» был разработан и из­дан приказ Минздрава России от 19 июня 2014 года № 293н «Об утверждении Регламента проведе­ния Министерством здравоохране­ния Российской Федерации ведом­ственного контроля в сфере заку­пок для обеспечения федераль­ных нужд». Отдел непосредственно осуществляет организацию дан­ного вида контроля. В 2016 году проверка соблюдения законода­тельства о контрактной системе осуществлялась как в ходе вы­ездных документальных проверок финансово-хозяйственной дея­тельности, так и в ходе заплани­рованных документарных прове­рок. Таким образом, мы старались охватить максимальное количество объектов контроля. Кроме того, со­трудниками департамента регу­лярно осуществляется мониторинг закупок, проводимых в соответ­ствии с Законом № 44-ФЗ подве­домственными Минздраву России учреждениями, а также анализ результатов мониторинга реестра контрактов на предмет своевре­менной актуализации включенной в него информации и проводимой учреждениями работы по устране­нию выявленных нарушений.

- Можете назвать наиболее часто выявляемые нарушения?
По итогам осуществле­ния Минздравом России контроля по уровню подведомственности в 2016 году в подведомственных ми­нистерству организациях выявлено более 900 нарушений действующего законодательства. Основная доля нарушений приходится на сферу ведения бухгалтерского учета и от­четности.

Перечень нарушений обширен. Например, невнесение в учетную политику для целей бухгалтерского учета актуальных изменений и до­полнений, принятие к учету и осу­ществление расходов без подтвер­ждающих документов, превышение установленного лимита кассы, недо­стачи по итогам выборочной инвен­таризации основных средств, факты неиспользования медицинского оборудования (рисунок 4).

Среди нарушений законода­тельства Российской Федера­ции и иных нормативных право­вых актов о контрактной системе в сфере закупок можно отме­тить, в частности, случаи, когда на официальном сайте госзаку­пок не публикуются план-график размещения заказов, извещения о договорах, заключаемых с един­ственным поставщиком, ежегод­ный отчет учреждения об объеме закупок у субъектов малого пред­принимательства, отчеты об исполнении договоров. Зачастую информация о договорах учре­ждения размещается с наруше­нием сроков или не размещается вовсе. В извещениях о проведе­нии электронного аукциона име­ются случаи отсутствия условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из ино­странного государства или группы иностранных государств.

Отдельные договоры не со­держат формулы начисления пени и требования о том, что постав­ляемый товар должен быть новым товаром. Заключаются контракты на поставку лекарственных пре­паратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, превышающим предельную отпускную цену, уста­новленную соответствующим госу­дарственным реестром. Встреча­ются нарушения в части установ­ления заказчиком сроков раз­мещения на официальном сайте извещений о проведении элек­тронных аукционов. В документа­циях о закупках нередко отсут­ствует информация о контрактной службе или же при осуществлении закупки контракт заключен менее чем за пять дней с даты разме­щения на официальном сайте из­вещения о проведении такой за­купки.

- Каковы ваши ближайшие планы в части совершенствова­ния ВФК?
Планов много. И, наверное, их можно разделить на внутренние и внешние.

В нашей внутренней деятельно­сти планируем в 2017 году разрабо­тать систему рисков и с ее учетом пересмотреть работу с картами вну­треннего финансового контроля. Се­годня мы исходим из того, что все бюджетные процедуры, в отношении которых мы осуществляем контроль по постановлению № 193, содер­жат риски. При этом в картах ВФК описан полный бюджетный цикл: от формирования показателей фе­дерального бюджета на следующий финансовый год до полного испол­нения обязательств и проведения сверки расчетов.

Внешняя политика нацелена на тесное взаимодействие с Минфи­ном России, Федеральным казна­чейством, а также общение с кол­легами из профессиональных со­обществ, руководителями и бух­галтерами из подведомственных организаций и субъектов РФ.

- Это касается каких-то конкрет­ных сообществ?
В 2017 году исполня­ется 20 лет со дня организации Института профессиональных бух­галтеров и аудиторов России (ИПБ России). Надеемся, что совместно нам удастся провести конкурс «Луч­ший бухгалтер в системе Мин­здрава России». Хотелось бы также использовать возможность совместного общения с профессионалами из ИПБ России на совещаниях, которые мы дважды в год тради­ционно проводим для обсуждения с бухгалтерами законодательных новшеств, приглашая для этого ведущих экспертов из Минфина Рос­сии, Федерального казначейства, а также для обсуждения текущих вопросов.

Напомню, что приказом Мин­труда России от 22 декабря 2014 года № 1061н был утвержден профессиональный стандарт «Бух­галтер». Стандарт вступил в силу 7 февраля 2015 года, таким обра­зом, в своей работе мы должны ориентироваться на этот документ, а главным бухгалтерам и всем со­трудникам бухгалтерской службы необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

- Есть ли еще какие-либо планы на сотрудничество в области кон­троля?
Мы бы хотели рассмотреть возможность принимать участие в рассмотрении результатов кон­трольных мероприятий, прово­димых Федеральным казначей­ством и его территориальными органами в отношении подведом­ственных министерству учрежде­ний, в целях анализа выявляемых нарушений, системности отдель­ных видов нарушений и принятия мер по их недопущению в даль­нейшем.

Также в 2016 году уже со­здана межведомственная рабо­чая группа по вопросам органи­зации внутреннего финансового контроля, в состав которой входят сотрудники Минздрава России, Минфина России, Центрального научно-исследовательского ин­ститута организации и информа­тизации здравоохранения, Науч­но-исследовательского финансо­вого института.

Рабочей группой проведен анализ существующей практики применения положений поста­новления № 193 в субъектах РФ, а также сведений о состоянии вну­треннего финконтроля в подве­домственных Минздраву России организациях. В целях совершен­ствования организации ВФК наш департамент планирует провести видеоселекторное совещание с ру­ководителями региональных орга­нов управления в сфере здраво­охранения, их заместителями по финансовым вопросам и главными бухгалтерами. Считаем полез­ным и интересным ознакомиться с лучшей практикой организации и проведения внутреннего фин­контроля в регионах и, конечно, послушать доклады представите­лей Минфина России.

- Что еще из важных задач на 2017 год заслуживает упоминания?

Было бы несправедливо не отметить еще одно направле­ние нашей деятельности — мето­дологическую работу. Приказом Минздрава России создан Мето­дический совет, в состав кото­рого входят помимо сотрудников министерства главные бухгалтеры подведомственных организаций, а также заместитель директора Департамента бюджетной методо­логии и финансовой отчетности в государственном секторе Мини­стерства финансов РФ С. В. Сивец. Задача на 2017 год — в рам­ках работы  Методического совета совместно определить наиболее чувствительные точки для от­расли и постараться разработать и утвердить положения, отсут­ствие которых сегодня ставит под угрозу достоверность отчетности.

- Вы уже знаете, какие именно вопросы требуют методологического урегулирования?
Для себя мы определили, что первым для обсуждения бу­дет вопрос учета медикаментов в учреждениях здравоохранения. План еще не утвержден, но очень надеемся, что совместная работа и колоссальный опыт наших бух­галтеров позволят нам сделать что-то полезное для отрасли.

Кроме того, в целях совмест­ного урегулирования вопросов по контролю за использованием средств, выделенных на финансо­вое обеспечение высокотехноло­гичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС и оказываемой в определен­ных соответствующими переч­нями федеральных учреждениях и медицинских организациях, со­здана межведомственная рабочая группа. Данная рабочая группа включает сотрудников Минздрава России и ФОМС, я также вхожу в ее состав.

Бюджетные учреждения в на­стоящее время могут стать объек­тами проверок структур различного уровня. Нам бы хотелось в рамках работы межведомственной группы подготовить документ, который бы регламентировал осуществление контроля данного вопроса.

Итак, есть планы, есть под­держка руководства, есть едино­мышленники — будем работать.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Категории: Департамент учетной политики и контроля.

Комментарии: 0