/
Новости
/
Интервью генерального директора Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Минздрава России, академика РАН Евгения Шляхто «Российской газете»

Евгений Владимирович, что подразумевается под новыми образовательными программами?

- Подготовка специалистов, готовых к внедрению в практику новых парадигм здравоохранения - прецизионной, цифровой и ценностной медицины. Овладение методами молекулярно-генетической, генной диагностики, клеточной терапией, компьютерным моделированием, виртуальной хирургией.

И для этого вы обзавелись питомником, в котором и рыбы, и амфибии, и обезьяны?

- Не разделяю вашу иронию. Центр доклинических и трансляционных исследований еще одно наше преимущество. Его строительство было идеей нашего министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой. Виварий позволяет отрабатывать на экспериментальных моделях все виды мануальных хирургических и анестезиологических навыков. Питомник для основных видов лабораторных животных (лабораторные грызуны, рыбы и бесхвостые амфибии, свиньи, обезьяны) плюс оснащенные лаборатории позволяют проводить все виды исследований безопасности и эффективности лекарственных препаратов и фармакологических субстанций, а также биомедицинских клеточных продуктов. Мы проводим фундаментальные экспериментальные исследования, направленные на выяснение механизмов возникновения и развития социально значимых заболеваний. Разрабатываем, внедряем в клиническую практику новые технологии, которые улучшают качество профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Новейшее оборудование, продвинутые технологии, роботы, виварий... Но врач немыслим, если его подготовка не привязана к постели больного.

- Это было и всегда будет незыблемо. И одно из важнейших наших преимуществ мощная клиническая база. В нашем стационаре более 1500 коек. У нас лечебные и диагностические отделения всех профилей. В 2015 году по решению Научного совета Минздрава России создан научно-образовательный кластер "Трансляционная медицина", ядро которого наш центр. Кластер объединил научные и образовательные усилия нескольких вузов и научных центров, бизнес-партнеров. В кластере международные научные лаборатории, малые инновационные предприятия, новые образовательные программы по реабилитации, вычислительной медицине, менеджменту и управлению в здравоохранении.больного.

Еще один медицинский вуз?

- Не совсем так. Наша цель формирование совершенно иного подхода к подготовке врачей. И зиждется оно на трех основополагающих принципах.

Озвучьте их!

- Во-первых, теоретические знания студенты должны получать в вузах-флагманах. Медицинской физике студенты станут учиться на кафедрах ведущих вузов страны, занимающихся вопросами медицинской физики, кибернетики и бионики. Программа подготовки по фармакологии будет включать большой раздел биотехнологий с занятиями на фармацевтических производствах.

Второй принцип: нацеленность на здравоохранение будущего. Учить студентов необходимо тем технологиям и методикам в здравоохранении, которые будут актуальны к моменту окончания специалитета, то есть через 6 - 8 и более лет. Такая подготовка возможна только в научных центрах, где сосредоточены технологии завтрашнего дня. В прошлом году в Центре Алмазова создан телемедицинский центр, оснащенный оборудованием для телемедицинских консультаций в режиме реального времени, проведения отсроченных консультаций по документам и отбору на лечение. Специалисты центра проводят дистанционные телеконсультации "Врач-Врач" в любой клинике России по 19 профилям. Есть дистанционная телеметрия (диагностика) и телеобучение. Преподавание базовых дисциплин - биологии, химии, физики - нацелено на применение знаний в диагностике, лечении, разработке лекарств, технологий, генерации идей. Время того образования, когда студента-медика первоначально насыщают теоретическими знаниями и лишь спустя три года начинают пояснять смысл их приобретения, прошло. Ныне и наука, и образование должны быть практико-ориентированными. Изучая вопросы генетики на биологии, студент уже с первого курса должен понимать, какие перспективы открывает секвенирование генома, технологии редактирования генома...

Третий принцип образования: обучение новым технологиям должно идти параллельно с непосредственным обучением студентов "у постели больного", используя и совершенствуя данные технологии. Это касается и классических мануальных навыков, и виртуальных симуляций посредством ресурсов симуляционного центра, и участия в осуществлении молекулярных методов диагностики, культивирования клеток, генной инженерии, тканевой инженерии...

Все эти возможности и впредь будут достоянием лишь Алмазовского центра?

- Ни в коем случае! Их планируется интегрировать в новые образовательные программы. Мы хотим подготовить плеяду врачей, которые превзойдут своих учителей в лечебном деле, медицинской науке и образовании.

Меня не удивил выбор именно Алмазовского центра. Здесь многое поражает. И все-таки: почему летом этого года центру поменяли имя?

-Мы получили более высокий статус: из северо-западного стали "Национальным медицинским исследовательским центром имени В. А. Алмазова Министерства здравоохранения Российской Федерации". История центра началась в 1980 году. Его создание было как бы ответом на рост заболеваемости, инвалидности и смертности от болезней системы кровообращения в России. Постепенно центр стал крупнейшим научно-лечебным учреждением. Фундаментальные и прикладные исследования в области кардиологии, сердечно-сосудистой хирургии, гематологии, ревматологии, эндокринологии, педиатрии, молекулярной биологии и генетики, клеточных, информационных и нанотехнологий; оказание специализированной, высокотехнологичной помощи населению, в том числе с использованием роботизированной хирургии. Из специализированного кардиологического он вырос в национальный, многопрофильный научно-клинический, научно-исследовательский и научно-образовательный медицинский центр. У нас семь НИИ, институт медицинского образования. В 2010 году открылся перинатальный центр. В 2011 году лечебно-реабилитационный комплекс. В 2014 году филиалом центра стал Российский нейрохирургический институт имени А. Л. Поленова. В 2015 году ввели в строй вторую очередь главного клинического комплекса, в конце 2016 года открылись детский лечебно-реабилитационный комплекс и Центр доклинических трансляционных исследований. Мы, можно сказать, по заказу выполняем фундаментальные медико-биологические исследования; готовим специалистов, способных создавать новые биомедицинские технологии "прорывного характера", внедрять их в практику.

Хвалитесь?

- Констатирую факты. Не случайно и первый банк биологических образцов (Биобанк) в России организован в 2012 году у нас. Биобанк сделал возможным поиск молекулярных мишеней, разработку лекарств, создание диагностических тест-систем, требующих использования высококачественных образцов человеческого происхождения. Все это доступно не только жителям Питера. Мы принимаем пациентов из всех регионов России. Для их экстренной транспортировки оборудована единственная в СЗФО медицинская вертолетная площадка на стометровой высоте.

Ваша площадка - это супер. Но главная притягательность центра - кадры. И те, которые изначально, и те, которых готовите сами.

- Сочетание фундаментальных и прикладных исследований в различных областях с оказанием многопрофильной специализированной, высокотехнологичной помощи позволяет вести междисциплинарную подготовку кадров. У нас новые программы обучения, сформирован модульный принцип построения дисциплин, дистанционная, симуляционная составляющие, соответствующая методическая база. Каждый год по программам ординатуры, аспирантуры и дополнительным профессиональным программам по 34 специальностям обучаются 2000 медицинских работников. Проходят практику более 200 студентов медицинских колледжей и вузов не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и других городов России.

Евгений Владимирович! Национальная медицинская палата сейчас разрабатывает профессиональные стандарты медицинских работников. В том числе и в области кардиологии. Как это повлияет на работу врачебного сообщества?

- Цель профессиональных стандартов - унификация требований к врачу определенной специальности с описанием трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний и умений для их реализации. Врач-кардиолог федерального научного центра и врач-кардиолог районной поликлиники должны обладать одинаковым набором базовых компетенций, дающих право на занятие должности. Но разными компетенциями в соответствии с видом оказываемой помощи: первичная медико-санитарная или высокотехнологичная. Российское кардиологическое общество, которым руковожу, разработало профессиональный стандарт врача-кардиолога. Он сейчас на согласовании в минздраве и минтруде. Следующим шагом станет разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта для всех медицинских вузов, ведущих подготовку в ординатуре по кардиологии.

Комментарии: 0