Главная
/
Новости
/
Михаил Мурашко: Система здравоохранения должна быть дружелюбной к пациенту

Михаил Мурашко: Система здравоохранения должна быть дружелюбной к пациенту


Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко выступил на пленарном заседании «Поликлиника — фундамент здравоохранения» московского городского форума профессионалов «Моя поликлиника», посвященном организации, достижениям и развитию амбулаторно-поликлинической помощи. В рамках мероприятия, которое проходит с 15 по 17 декабря в Гостином Дворе, запланировано более 15 дискуссий и экспертных сессий для профессионального и научного сообщества, студентов и ординаторов медицинских вузов, представителей власти и организаторов здравоохранения.

Свое выступление Министр начал с напоминания о том, что амбулаторно-поликлиническая помощь – самый востребованный сегмент системы здравоохранения. Роль первичного звена в сохранении здоровья населения и увеличении ожидаемой продолжительности жизни очень значима, и для каждой возрастной группы населения формат взаимодействия с системой здравоохранения различен.

— Подходя к модернизации первичного звена, мы рассматривали всю систему здравоохранения с позиции пациента. Для каждой возрастной группы характерен свой формат взаимодействия с системой здравоохранения. В период беременности мы формируем здоровье ребенка, профилилактируеми предупреждаем проблемы, которые могут возникнуть после рождения, заболеваемость и инвалидность. Заложить здоровье человека еще до его рождения — самая важная задача, самое эффективное вложение средств. В трудоспособном возрасте основные усилия направлены на сохранение здоровья, реализацию репродуктивных планов семьи, коррекцию факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и профилактику сосудистых катастроф. На третьем этапе принципиально важным является поддержание качества жизни, лечение заболеваний, устойчивое достижение критериев компенсации хронических заболеваний, обеспечение активного долголетия, — сказал Михаил Мурашко.

Министр отметил, что для достижения одной из национальных целей —  увеличения ожидаемой продолжительности жизни — необходимо повышение эффективности работы первичного звена. В настоящее время благодаря реализации комплекса мер по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи, показатель ожидаемой продолжительности жизни, по данным Росстата за ноябрь, превышает на 2,3 года значение 2021 года. По словам Михаила Мурашко, для того чтобы добиться улучшения здоровья населения необходимо обеспечить возможность профилактики и ранней диагностики заболеваний в каждом субъекте Российской Федерации.  

При этом, на первичное звено здравоохранения ложится колоссальная нагрузка. 

—В среднем, на каждого жителя приходится до 8 посещений поликлиники в год. Ежегодно в первичном звене фиксируется более 1 миллиарда посещений, 30 миллионов госпитализаций, — привел цифры Михаил Мурашко.   

По словам Министра, модернизация инфраструктуры и процессов первичного звена здравоохранения — ключ к повышению доступности и качества медицинской помощи, и каждая третья медицинская организация будет вовлечена в этот процесс. В рамках модернизации реализуется и концепция «цифрового ФАПа», которая предусматривает их подключение к интернету, оснащение медицинским оборудованием с цифровыми каналами передачи данных, что в разы расширяет возможности фельдшерско-акушерскогопункта. Кроме того, все ФАПы Российской Федерации, где это требуется, сегодня имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, что  обеспечивает возможность отпуска медицинской продукции и делает ФАП по-настоящему удобным и функциональным. Трансформация онкологической службы также позволяет сделать медицинскую помощь максимально приближенной к месту жительства пациента. 

— В онкологической службе созданы Центры амбулаторной онкологической помощи, что позволяет приблизить специализированную медицинскую помощь к месту жительства пациента, снизить сроки постановки диагноза. Сегодня в стране открыто более 450 таких ЦАОПов, — сказал Михаил Мурашко.

Новая модель организации оказания медицинской помощи на основе инструментов бережливого производства — реализация «бесшовного» пути человека на протяжении всей его жизни. 

— Система здравоохранения должна быть дружелюбной к пациенту, —уверен Министр. 

В повышении доступности и качества медицинской помощи в первичном звене важную роль, по словам Министра, играет также обеспечение кадрами и рациональное распределение функционала между врачами, средним медицинским персоналом и немедицинским персоналом. Поэтому важно не только увеличивать целевой прием студентов в медицинские вузы, но и высвободить время врача для работы с пациентами. Для этого необходимы изменения в организации оказания первичной медико-санитарной помощи, включающие расширение роли среднего медицинского персонала и привлечение немедицинских работников, что позволит повысить эффективность работы системы здравоохранения. Той же цели служит и цифровизация.

— Онлайн-взаимодействие с системой здравоохранения без посещения медицинской организации, отказ от бумажных медицинских документов — еще один важный проект, способствующий высвобождению времени врача. Врач не должен тратить много времени на выписку справок и рецептов, — сказал Михаил Мурашко.

Создание цифрового профиля пациента поможет лучше понять потребности пациента и сформировать подходящий для него комплекс профилактических мероприятий. Так, в Москве врач скорой помощи, приезжая на вызов, уже видит подгруженные изединой медицинской информационной системыданные о хронических заболеваниях, обращениях пациентах. 

На первичном звене здравоохранения лежит и такая важная задача как вакцинопрофилактикаинфекционных заболеваний. В этом году, по словам Министра, в стране не было проблем с вакцинацией от гриппа — уже к началу сезона удалось добиться высокого уровня иммунизации.

Комментарии: 0