Историческая справка



История ФМБА России началась в конце суровых 1940-х годов, когда измученная Великой Отечественной войной страна являлась очень лёгкой мишенью для бывших союзников, на тот момент уже владевших атомной бомбой. Единственным способом защиты являлось скорейшее создание ядерного щита. С первых же послевоенных лет огромные силы и средства были вложены в развитие атомной науки и техники. Начался период становления и развития атомной промышленности и атомной энергетики. Расширялись предприятия по добыче урановых и ториевых руд, создавались производства по переработке этих руд и получению металлического урана, ядерного топлива для атомных реакторов и т.д.

В 1946 году при Совете Министров СССР было образовано 1-е Главное управление, призванное отвечать за становление атомной промышленности. К работе были привлечены ведущие учёные нашей страны. В связи с особенностями профессиональных факторов, присущих предприятиям атомной промышленности, в структуре 1-го Главного управления был создан медико-санитарный отдел. Начальником этого отдела в августе 1946 года назначили генерал-лейтенанта медицинской службы А.И. Бурназяна.

На медико-санитарный отдел 1-го Главного управления при Совете Министров СССР были возложены задачи организации медицинского и санитарно-гигиенического обеспечения, радиационной безопасности инженерно-технических работников, рабочих и служащих, занятых в системе атомной промышленности, и членов их семей. С первых дней медико-санитарный отдел приступил к формированию на местах таких медицинских учреждений, как медико-санитарные отделы (далее – МСО) и медико-санитарные части (далее – МСЧ), развернул работу по подбору медицинских кадров, организовал снабжение медицинских учреждений оборудованием, медикаментами.

Вовлечение больших производственных коллективов в работы, связанные с воздействием радионуклидов и ионизирующих излучений, действие которых на человеческий организм в начальный период не было в достаточной степени изучено, потребовало развернуть научные исследования по изучению биологического воздействия радиации на организм человека, по выявлению вредно действующих физических факторов на персонал научных лабораторий, предприятий атомной промышленности и атомной энергетики, по изучению профессиональных заболеваний, а также разработать средства и методы их профилактики и лечения.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года медико-санитарный отдел 1-го Главного управления при Совете Министров СССР был передан в Министерство здравоохранения СССР. На основе отдела было организовано 3-е Медицинское управление, на которое было возложено руководство медицинским обслуживанием предприятий и научных учреждений в системе 1-го Главного управления при Совете Министров СССР, предприятий 2-го Главного управления Министерства цветной металлургии СССР и других министерств.

21 августа 1947 года знаменует создание самостоятельной системы медицинских учреждений, которые занимались организацией лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического обеспечения всех работающих в только создаваемых отраслях атомной промышленности.

Организованному управлению была передана сеть лечебно-профилактических учреждений предприятий атомной промышленности. Директорам этих предприятий вменялось в обязанность обеспечить медицинские учреждения помещениями, коммунальными услугами, транспортом и т.д. На медицинских работников были распространены льготы, установленные для персонала предприятий и учреждений 1-го Главного управления при Совете Министров СССР.

Ведущими типами учреждений здравоохранения в этой системе, на предприятиях, в отдельных научно-исследовательских и проектных организациях стали МСО и МСЧ. В их состав входили следующие структурные подразделения: больницы, поликлиники, здравпункты, госпитали военно-строительных частей, санитарно-эпидемиологические станции, детские и женские консультации, молочные кухни, хозрасчётные аптеки, санатории-профилактории, отделения профилактической дезинфекции, зубопротезные лаборатории.

Для улучшения качества медицинского обслуживания развивались специализированные виды помощи, разворачивались узкопрофильные больничные койки: туберкулёзные, неврологические, офтальмологические, отоларингологические, дерматовенерологические, урологические, травматологические, психиатрические.

Для осуществления санитарного надзора распоряжением Совета Министров СССР от 20 сентября 1950 года на 3-е Медицинское управление были возложены функции санитарной инспекции на предприятиях и в учреждениях атомной промышленности. Распоряжением Совета Министров СССР на 3-е Медицинское управление было также возложено проведение врачебно-трудовой экспертизы с созданием при лечебных учреждениях врачебно-трудовых экспертных комиссий.

Таким образом, была создана самостоятельная система медицинского обеспечения персонала, занятого на предприятиях, в научных учреждениях и организациях атомной промышленности.

В феврале 1954 года распоряжением Совета Министров СССР 3-е Медицинское управление реорганизовано в 3-е Главное управление при Министерстве здравоохранения СССР.

Новые вызовы формировали новые потребности в организации медико-санитарного и медико-биологического обеспечения и обозначали новый круг компетенций системы.

Так, по мере увеличения потребностей Минсредмаша СССР и ракетно-космической отрасли 3-е Главное управление обеспечивало работу:

–       предприятий по добыче радиоактивного сырья;

–       предприятий по производству урана;

–       предприятий по производству бериллия;

–       промышленных атомных реакторов;

–       радиохимических заводов;

–       АЭС;

–       судов с ядерными энергетическими установками;

–       космических объектов с ядерными установками;

–       объектов биотехнологии;

–       новых отраслей промышленности, включавших испытательно-стендовую базу по отработке изделий ракетной техники и предприятия по изысканию, наработке и испытаниям ракетных топлив.

Кроме этого, Третий главк обеспечивал радиационную безопасность при испытаниях ядерного оружия и при использовании ядерных взрывов в мирных целях, а также санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Кроме врачей лечебных специальностей, решать данные вопросы были призваны врачи-гигиенисты, инженеры-физики, инженеры-химики и лаборанты, учёные специализированных НИИ, создававшихся для решения новых задач.

 

Большую роль Третье главное управление при Минздраве СССР сыграло в создании системы медицинского обеспечения ракетостроения и пилотируемых космических полётов. Когда в СССР было создано атомное оружие, возникла задача его доставки к цели, для чего потребовались ракеты. Вопросом их конструирования и производства ведало Министерство общего машиностроения. А медико-санитарное обеспечение всего, что связано с деятельностью этого министерства, было возложено на Третье главное управление при Минздраве СССР. Учёные 3-го ГУ решали проблему защиты людей в условиях воздействия тех или иных факторов физической или химической природы, в частности жидких и твёрдых ракетных топлив, и обеспечения безопасности работников предприятий вышеобозначенных отраслей и населения, проживающего вокруг соответствующих объектов.

Когда Советский Союз уверенно шагнул в космическое пространство, Третьему главку была поручена забота о здоровье космонавтов и людей, готовящих их к полёту. Постановлением Правительства СССР от 28 октября 1963 года №1106-399 была создана система медико-биологического обеспечения космических полётов. Этим постановлением на Третье главное управление была возложена ответственность за медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение пилотируемых космических полётов и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-биологическим проблемам.

Для претворения в жизнь указанных задач было создано Управление космической биологии и медицины, первым начальником которого стал Н.Н. Гуровский. В него входило два отдела: медико-биологического обеспечения космических полётов и инженерного обеспечения.

С 1963 по 1991 год научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы координировала Межведомственная комиссия по проблемам медико-биологического обеспечения космических полётов, созданная при Министерстве здравоохранения СССР.

До конца 1990-х годов головным учреждением в области космической медицины был Институт медико-биологических проблем (ИМБП), находившийся в ведении Третьего главного управления. ИМБП был основан в 1963 году по инициативе М.В. Келдыша и С.П. Королёва при активном участии заместителя Министра здравоохранения СССР А.И. Бурназяна. Большую роль в развитии этого уникального учреждения сыграли А.В. Лебединский и В.В. Парин. За 50 лет работы в его стенах было проведено множество фундаментальных исследований, имеющих колоссальное научное и практическое значение. Многие из исследований стали основой для развития медико-санитарного обеспечения пилотируемой космонавтики и заслужили признание.  

 

В конце 1960-х – начале 1970-х годов именно в 3-м Главном управлении при Минздраве СССР впервые в стране начались работы по информатизации здравоохранения. Сотрудниками научно-исследовательского центра АСУ, который возглавил А.И. Китов, была построена информационная модель отрасли, разработана типовая структура АСУ «Здравоохранение», разработаны унифицированные пакеты программ формирования и логического контроля информационных массивов, выдачи отчётных форм, принципы построения и алгоритмы функционирования медицинских информационно-поисковых систем и многое другое.

 

Колоссальный опыт, накопленный за годы работы с экстремальными факторами воздействия на организм человека, в том числе и радиации, а также уникальные научные изыскания помогали системе выдерживать самые суровые испытания. Одним из таких испытаний явилась крупномасштабная авария, произошедшая в 1 час 25 минут 26 апреля 1986 года на 4-м блоке Чернобыльской АЭС.

Третьим главным управлением при Минздраве СССР с момента получения информации об аварии (в 1 час 41 минуту) были приняты экстренные меры, направленные на мобилизацию сил и средств учреждений здравоохранения, подведомственных институтов для участия в ликвидации последствий аварии и оказания медицинской помощи пострадавшим. Были проведены первоочередные санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на локализацию и снижение воздействия радиационных и других вредных факторов на население и персонал, находящийся в зоне аварии.

В первый же день после катастрофы в Припять прибыла бригада специалистов 3-го Главного управления при Минздраве СССР и Института биофизики, клинической больницы №6. Больных с выраженными формами острой лучевой болезни (ОЛБ) спецрейсами самолетов 26–27 апреля направляли в клинический отдел Института биофизики (Москва) на базе клинической больницы № 6 Минздрава СССР. Всего за первые три дня было направлено 299 человек, из них госпитализировано 160. К лечению больных помимо сотрудников клинического отдела Института биофизики были привлечены академик АМН СССР А.И. Воробьёв, профессор Е.Е. Гогин, В.И. Сологуб, а также учёные из зарубежных стран: Р. Гейл, Р. Чамплин, П. Тарасаки. В результате обследования диагноз ОЛБ первоначально был установлен у 237 пострадавших.  Последующие наблюдения и оценка дозовых нагрузок подтвердили ОЛБ только у 145 человек. Не удалось спасти 28 человек, в основном из дежурного персонала АЭС и пожарных, которые участвовали в ликвидации аварии в первые часы.

Медико-санитарное обеспечение гражданских лиц, работавших в 30-километровой зоне, было возложено на 3-е Главное управление, которое совместно с Минздравом Украинской ССР создало медицинский штаб при правительственной комиссии.

Опыт работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС был в дальнейшем использован при ликвидации последствий землетрясений и крупных катастроф, в том числе радиационной аварии в Японии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. Также этот опыт помогает специалистам ФМБЦ имени А.И. Бурназяна оказывать квалифицированную медицинскую помощь пациентам с ОЛБ и лучевыми ожогами, которые периодически поступают в клинику из различных городов России и – по запросу МАГАТЭ – из зарубежных стран.

 

В 1993 году Россия подписала, а в 1997-м ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия. В связи с этим была принята федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В создании данной программы активное участие приняло и Федеральное медико-биологическое агентство (в то время – Федеральное управление «Медбиоэкстрем»).

 Были подготовлены нормативные документы, являвшиеся основанием для проведения работ по медико-санитарному обеспечению процесса уничтожения химического оружия. Появилась система мероприятий по охране здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (УХО), а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий (ЗЗМ), и членов международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия.

Для реализации программы было построено 7 объектов по уничтожению или утилизации продуктов детоксикации отравляющих веществ в Камбарке, Кизнере, Щучьем, Почепе, в посёлках Горном, Марадыковском, Леонидовке.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года обеспечение мероприятий по охране здоровья персонала объектов по УХО, а также граждан, проживающих и работающих в ЗЗМ, было возложено на Федеральное управление «Медбиоэкстрем». В медицинском сопровождении работ по уничтожению химического оружия было занято 12 учреждений здравоохранения, 6 территориальных органов, ФГУП «НИИ ГТП» (Волгоград) и ФГУП «НИИ ГПЭЧ» (Санкт-Петербург), Токсикологический центр ФГБУЗ КБ №123 ФМБА России (Одинцово, Московская область), ФГБУЗ ЦДКБ ФМБА России.

Грамотно спланированный безопасный технологический процесс и двойной контроль (в том числе промышленно-санитарными лабораториями центров гигиены и эпидемиологии ФМБА России) позволил избежать чрезвычайных ситуаций и смертельных случаев от отравлений.

В 2004 году на базе Федерального управления «Медбиоэкстрем» было создано Федеральное медико-биологическое агентство.

В 2005 году ФМБА России переданы следующие функции:

–       организация деятельности службы крови (в том числе ведение единой информационной базы о реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и её компонентов, с развитием, организацией и пропагандой донорства крови и её компонентов);

–       контроль и надзор в сфере донорства крови и её компонентов.

С 2009 года на ФМБА России возложены функции по медико-биологическому обеспечению спортсменов сборных команд Российской Федерации.

Основные цели и задачи Агентства изложены в Положении о Федеральном медико-биологическом агентстве, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №206.

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102091842&intelsearch=%CF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%CF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%E0+%D0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%EE%E9+%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%E8+%EE%F2+11+%E0%EF%F0%E5%EB%FF+2005+%E3%EE%E4%E0+%B9+206+%AB%CE+%D4%E5%E4%E5%F0%E0%EB%FC%ED%EE%EC+%EC%E5%E4%E8%EA%EE-%E1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%EE%EC+%E0%E3%E5%ED%F2%F1%F2%E2%E5%BB

Комментарии: 0