Главная
/
Региональные новости
/
Школьники вместе с преподавателем УГМУ разработали симулятор нейрохирургических операций

Школьники вместе с преподавателем УГМУ разработали симулятор нейрохирургических операций


В образовательном центре «Сириус» в Сочи подвели итоги V Уральской проектной смены, в рамках которой команды талантливых школьников из Свердловской области работали над своими инновационными проектами под руководством наставников. Одним из двух лучших проектов по оценке жюри стал «Симулятор нейрохирургических операций на позвоночнике», представленный командой Павла Ошуркова - врача-нейрохирурга ГКБ №40 Екатеринбурга, ассистента кафедры нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики Уральского государственного медицинского университета (УГМУ).

Симулятор предназначен для отработки основных микрохирургических навыков у студентов, ординаторов и врачей – слушателей программ повышения квалификации по нейрохирургии.

«Боль в спине – распространенная проблема человечества, наша «плата за прямохождение». Остеохондроз представляет собой грозное инвалидизирующее заболевание, которое достаточно тяжело поддается терапии, а порой требует оперативного лечения. Операции на позвоночнике составляют около половины оперативных вмешательств в нейрохирургии», - рассказал Павел Ошурков.

По словам специалиста, операции на позвоночнике сопряжены с большими хирургическими рисками. Чем выше опыт хирурга, тем ниже шансы реализации этих рисков и осложнений. Именно поэтому представляется актуальным создание возобновляемого симулятора для отработки основных этапов операции на позвоночнике.

«Идея создания симулятора исходит непосредственно от потребителя – оперирующих нейрохирургов, симуляционных центров, а имеющиеся на сегодняшний день аналоги не отвечают всем требованиям», - пояснил ассистент кафедры УГМУ.

Созданный на смене прототип симулятора позволил смоделировать различные сложные интраоперационные ситуации, микроанатомию позвоночного канала, оставаясь при этом доступным. При этом симулятор удалось сделать многоразовым, предусмотрев возможность легкой замены основных его компонентов при их повреждении. Кроме того, сменные компоненты и устройство симулятора позволяют отработать несколько видов оперативных вмешательств, отметил Павел Ошурков.

В процессе работы возникли идеи вариантов совершенствования прототипа и серийного производства, а первая обратная связь от специалистов, оценивших видеозаписи работы на симуляторе, показала перспективность проекта. Важно, что симулятор удалось сделать интерактивным, научив его контролировать вероятные ошибки хирурга. Предусмотрена система оповещения, позволяющая контролировать действия специалиста и осуществлять обратную связь.

Проект получился мультидисциплинарным: в команде, кроме будущих медиков, были ребята, ориентированные на конструкторскую деятельность, информационные технологии, электронику. Грамотная работа школьников в команде стала залогом успеха на этапах реализации проекта, уверен Павел Ошурков. Каждый член команды выполнял свою роль, приходя на помощь коллегам в непростые моменты:

«Проект междисциплинарный и очень нетривиальный, задачи были непростыми. Компетенций школьников, безусловно, было недостаточно, поэтому мы прибегали к консультативной помощи наших коллег, специалистов в иных областях науки».

Уральская проектная смена – это образовательный проект Уральского федерального университета, реализуемый при поддержке правительства Свердловской области. В 2021 году на смене занимались 75 школьников 8-11 классов, прошедших конкурсный отбор. В течение трех недель, с 8 по 28 января, в образовательном центре «Сириус» под руководством наставников из УрФУ, УГМУ, НПО Автоматики были разработаны 15 проектов по приоритетным научно-технологическим направлениям «Превентивная медицина», «Умный город», «Новые технологии».

Комментарии: 0