Главная
/
Региональные новости
/
Интервью с ветераном войны, ведущим инженером НМИЦ гематологии Минздрава России

Интервью с ветераном войны, ведущим инженером НМИЦ гематологии Минздрава России


21 марта ведущему инженеру отделения забора гемопоэтических стволовых клеток обработки и хранения костного мозга НМИЦ гематологии Петру Васильевичу Жердёву исполнилось 94 года. Несмотря на преклонный возраст, он и по сей день в строю и продолжает обеспечивать сохранность рядов «солдат» в «войне» с гемобластозами. Накануне празднования Великой Победы Петр Васильевич восстановил хронологию событий своей жизни и вспомнил годы войны. 

«Я родился на Дону в 1927 году в деревне Нижний Мамон. В колхозе начал работать с 12 лет — и пахал, и сеял. Когда началась война, отец на фронт пошел, мы остались с матерью и сестренкой. Когда начали подходить немцы, всех жителей нашего села с вещами и скотом вывезли в степь»,— рассказывает П. В. Жердёв. 

По словам Петра Васильевича, в степи он прожил недолго, 14-летний подросток, несмотря на опасность, возвращается в отчий дом. «Там уже обосновался взвод советских бойцов, спали все на полу. Я им помогал, носил родниковую воду для палаточного лагеря. Когда подходил 1944 год, всех молодых стали забирать в Куйбышевское ремесленное училище. Я говорю: „Не пойду“. Мы с товарищем сбежали и укрылись в камышах. В армию готовы были идти, а учиться на токаря — нет»,— продолжает рассказывать П. В. Жердёв. 

В итоге, как и хотел Петр Васильевич, в 17 лет его забирают на фронт. Тамбов. Хобатовка. Жили в лесу в землянках. Прошёл обучение в стрелково-минометном полку. Овладел 82-миллиметровым миномётом. Стал командиром отделения. 

«В феврале посадили в товарняк, немец уже стал отступать, и нас привезли в Польшу. Мы пешком дошли до границы с Германией и влились на передовую. Сначала нас не пускали, и мы шли во второй линии, потом прорывы были, и мы пошли под плацдармом. Активно участвовал в войне я один месяц. Оказывается, я был в одном полку с Егоровым и Кантария, с теми самыми, кто поднял Знамя Победы над Рейхстагом, мы их не знали тогда. Немцы бомбят, наши бомбят, артиллерия бьет, и наши побежали. Мы остались. Они бьют с дзотов (долговременная замаскированная огневая точка). И вот я смог уничтожить эти три точки. После наши пошли в наступление»,— рассказывает П. В. Жердев. 

За этот отважный поступок Петр Жердёв получит свою первую медаль. 

Один раз Петр Васильевич, участвуя в бою, был ранен. По его словам ранение было легкое. 

«Я успел лечь, снаряд разорвался в голове. Каска разлетелась и осколки пошли по спине, всю шинель порезало и тело, кости не были задеты. Я в полевом госпитале пробыл двенадцать дней»,— рассказывает П. В. Жердёв. 

Всего в копилке Петра Васильевича 18 медалей, из них особо значимые — «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 

«В первое время было страшно, даже руки тряслись, а потом через две недели после того, как понюхали порох, никакого страха не стало. Пули свистят, танки гремят, самолеты бьют, уже как-то даже интересно стало, как будто бы в детстве, когда разделялись на бригады и играли в войну, так и здесь»,— продолжает рассказ П. В. Жердёв. 

Когда закончилась война, 18-летний Петр Жердев принимает решение поступить в Пушкинское военное училище. По окончании, ему присваивают звание лейтенанта, и для Петра Васильевича начинается 35-летний военно-трудовой путь в Советской армии. 

«Нужно развиваться. Не стоять на месте, а постоянно двигаться к лучшей версии себя»,— жизненный девиз Петра Васильевича. За время службы окончил пожарное училище и Московский инженерный институт. Уже будучи подполковником, он начинает работать в военно-строительных отрядах. Под его руководством в качестве инженера сооружались казармы, военные городки. В этот период и состоялось знакомство с Институтом переливания крови (ныне — НМИЦ гематологии). 

«После войны Институт был разбит. Нас попросили помочь. При этом, по закону, воинские части в гражданских учреждениях работать не имели права. Но мы все же решились, сделали канализацию, увеличили подстанцию, свет появился по всему институту, заработали холодильные установки. Один из военных, который работал со мной в отряде, женился на медсестре из Центра»,— рассказывает П. В. Жердёв. 

В 1978 году, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, Петр Василевич уволился из Вооруженных сил СССР. Вернувшись из госпиталя, ему поступает телефонный звонок из Института гематологии и переливания крови. На том конце провода — директор Гаврилов Олег Константинович. 

«Петр Васильевич, почему на работу не ходите? Я вас приказом назначил главным механиком Центра»,— рассказывает П. В. Жердев. 

Вот так Петр Жердев стал руководителем хозяйственных служб. Однако во время перестройки начали создаваться кооперативы хозяйственных служб. 

«Я был против, и даже хотел уйти. Но руководитель Гематологического научного центра Воробьёв Андрей Иванович предложил мне начать работать ведущим инженером в криобанке по заготовке стволовых клеток. Вот так я и остался в медицине»,— рассказывает П. В. Жердев. 

Сегодня ведущий инженер Петр Васильевич Жердёв с присущей ему ответственностью и офицерской точностью следит за качеством хранения клеток костного мозга. 

Ознакомиться с краткими историями других участников Великой Отечественной войны — сотрудников НМИЦ гематологии можно в материале «Они ковали Победу!».

Комментарии: 0