Пациентка 65 лет была госпитализирована в НМИЦ гематологии Минздрава России после трех эпизодов опасного кровотечения из варикозно расширенных вен пищевода. Основное заболевание — цирроз печени — запустило каскад тяжелых осложнений: портальная гипертензия (повышенное давление в системе воротной вены), варикозное расширение вен пищевода и желудка и кровотечения из них, увеличение селезенки, печеночная энцефалопатия, хроническая гипохромная анемия, тромбоцитопения и другие. Кроме того, пациентка страдает сахарным диабетом 2-го типа. Такие пациенты нуждаются в помощи большой команды врачей — хирургов, гематологов, эндоскопистов, сосудистых интервенционных специалистов.
При УЗИ в расширенной воротной вене в устье правой доли печени обнаружен тромб, давность которого неизвестна; в нижней трети пищевода на границе с желудком конгломерат варикозно расширенных вен размером 7 на 5 см.
Ранее в одной из больниц Московской области пациентке лигировали (закрыли) варикозные узлы на уровне пищевода в зоне досягаемости эндоскопических инструментов. Операция помогла предотвратить последующие кровотечения. Однако остались узлы варикозно расширенных вен в месте соединения желудка и пищевода, куда эндоскопический инструмент не может «дотянутся».
Перед специалистами НМИЦ гематологии Минздрава России стояли задачи: дать запас времени для радикального лечения цирроза печени; найти способ лигировать варикозно расширенные вены в месте соединения желудка и пищевода; удалить тромб в воротной вене печени, обнаруженный в ходе предварительного обследования.
До этого пациентке оказывалась только экстренная медицинская помощь для остановки кровотечений.
Эндоваскулярные хирурги НМИЦ гематологии Минздрава России нашли вариант, который сочетает радикальность и малоинвазивность. Куратор эндоваскулярного направления Александр Васильев предложил использовать доступ в систему воротной вены через пупочную вену передней брюшной стенки. У здоровых людей эта вена не работает, но у пациентов с портальной гипертензией она берет на себя часть венозного оттока, что дает принципиальную возможность для проведения операции.
— Мы ориентировались не только на мониторы, но и на ощущения пациентки, поддерживали с ней контакт во время вмешательства. Малотравматичность доступа позволяет избежать кровопотери и других осложнений, сократить количество койко-дней, так как благодаря отсутствию общего наркоза пациент сразу возвращается в палату, минуя реанимацию, — говорит эндоваскулярный хирург Михаил Извеков.
В результате после оперативного вмешательства у пациентки уменьшились признаки энцефалопатии, она стала больше ходить, поднялся общий тонус организма.
— Это интересный и редко используемый доступ, — комментирует результаты операции руководитель хирургической бригады, эндоваскулярный хирург Александр Васильев. — Он позволяет проводить оперативные вмешательства тяжелой категории пациентов. После операции пациента перевозят в обычную палату. После удаления микрокатетера на передней брюшной стенке остается маленькое пункционное отверстие, не более чем след от укола. Метод позволяет избежать фатальных осложнений пациентам с анемией и тромбоцитопенией, дать время для планирования дальнейшего лечения. Обычно метод используется для удаления тромбов из мозговых артерий при остром инсульте. Мы применили метод в другом сосудистом бассейне. Это новый подход, который успешно работает.
Сейчас пациентка выписана под наблюдение. На осень запланирован второй этап лечения, который позволит справиться с тяжелыми осложнениями портальной гипертензии.
Комментарии: 0