Главная
/
Региональные новости
/
Томский психолог рассказала почему ребенок ленится

Томский психолог рассказала почему ребенок ленится

«Почему подросток такой ленивый?»  вопрос, который часто можно слышать от родителей. Проблема сниженной мотивации может иметь различные корни, поэтому ответов на этот вопрос множество. Наиболее часто подростки «ничего не делают» по следующим причинам:

  •  усталость. Не стоит удивляться, если слышите фразу от подростка: «Я очень устал». Вам может казаться, что подросток не делал ничего такого, от чего можно устать, но при этом организм и психика подростка действительно решали сложные задачи. Глобальная перестройка организма, формирование представлений о себе, разрешение вопросов, связанных с общением, с учебой. Это все требует больших ресурсов. При этом умение восстанавливаться, отдыхать, зачастую ещё не сформировано;
  •    несформированность учебных навыков, самоорганизации. При этом требования не совпадают с индивидуальными особенностями развития ребенка. Также могут присутствовать небольшие нейропроблемы (трудно воспринимать информацию на слух, трудности письма);
  •     проблемы с одноклассниками, буллинг;
  •   недостаточность обоснованности мотивации. Подросток начинает задаваться вопросом, а зачем мне это. Мозг начинает формировать способность к определению причинно-следственных связей, прогнозированию. Аргумент «Просто потому, что так сказали родители» теряет значимость. Требуется больше аргументов на вопрос «зачем мне это надо делать?»;
  •      восполнение игры, которой не хватило в младшем возрасте. Перегруженный ребенок, который в детстве много ходил по «развивашкам», в подростковом возрасте может начать компенсировать нехватку времени;
  •      психологические трудности (тревожно-фобические, депрессивные состояния). Так, например, тревожность может быть связана со страхом поражения, разочарования: «А вдруг не получится, а вдруг все будет зря…».

Психологические переживания могут парализовывать деятельность. Не стоит сразу клеить ярлык «лентяя» на своего подростка. Это не увеличит его желание развиваться.

Глобально мотивацию можно разделить на мотивацию достижения и мотивацию избегания неудач. Мотивация достижения — это работа за подкрепление, за какие-то приятные последствия. Мотивация избегания — это стремление не получить награду, а избежать наказания, чтобы не случилось плохого. Родители зачастую акцентируют именно на неудачи. Ругают за оценки, за то, что не убирается в комнате, за то, что сидит постоянно в телефоне. Одним словом, лентяй! Однако негативные подкрепления приводят к повышению стресса и снижению мотивации. Негативная мотивация путь не к самостоятельности и желанию достигать новых вершин, а к страхам. Положительное подкрепление – создает мотивацию делать больше и по-разному. Делает поведение более гибким и разнообразным. Безусловно, родитель беспокоится за будущее ребенка, желает ему хорошей жизни. Но порой важно себе напомнить мысль о том, что невозможно «допинать» до счастья. Задайте себе вопросы: «Сколько раз в день вы делаете замечания ребенку, а сколько подчеркиваете положительные моменты?»

Чтобы сформировать активность у подростка и позаботиться о его психологическом благополучии, важно работать над изменением общения в семье:

  •    отмечайте маленькие шаги. Будьте командой поддержки для своего подростка. Празднуйте успехи, формируйте систему вознаграждения;
  •      вместе с подростком обсудите, что поможет его самоорганизации (чек-листы, трекеры, напоминания);
  •   привнесите положительные эмоции в деятельность. Если подросток не учит историю, устройте совместный выходной с культурно-просветительским мероприятием по истории, если не любит убираться, возможно, ему понравится договоренность о том, чтобы его оставляли во время уборки одного дома, разрешив в это время слушать любимую музыку;
  •    обговаривайте с подростком правила. Учитесь прислушиваться к потребностям друг друга и приходить к правилам гармоничного взаимодействия.

Чтобы понять, почему подросток ленится, необходимо посмотреть на проблему глубже. Под ленью у подростка могут скрываться самые различные трудности. Родителям важно уметь обращать внимание на свою реакцию на подростковое поведение.

Категории: Региональные новости.

Комментарии: 0