Главная
/
Региональные новости
/
Главный колопроктолог России Юрий Шелыгин: «Во Владимирской области будет внедрен скрининг с целью ранней диагностики колоректального рака»

Главный колопроктолог России Юрий Шелыгин: «Во Владимирской области будет внедрен скрининг с целью ранней диагностики колоректального рака»


С 23 по 25 августа в Суздале прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Достижения современной колопроктологии». О развитии этой отрасли медицины информационному порталу департамента здравоохранения рассказал президент Ассоциации колопроктологов России, главный колопроктолог Минздрава России, директор Государственного научного центра колопроктологии имени А.Н. Рыжих, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук Юрий Шелыгин. 

– Юрий Анатольевич, по данным ВОЗ ежегодно в мире уровень заболеваемости раком ободочной и прямой кишки (колоректальным раком) достигает миллиона случаев, а уровень смертности – свыше 500 тысяч. В последние десятилетия рак толстой кишки выходит на лидирующие позиции среди злокачественных новообразований всех локализаций. С чем вы связываете такой стремительный рост патологии?

– Ответ на этот вопрос до конца не известен. Эта тенденция прослеживается в большинстве цивилизованных стран. Провоцирующих факторов много – и увеличение продолжительности жизни, и экология, и питание. Растет не только заболеваемость колоректальным раком. Всё чаще людей поражают воспалительные заболевания кишечника – язвенный колит, болезнь Крона. Эта патология увеличивает риск развития колоректального рака. В целом у нас примерно такие же тенденции, как и во всем мире. Скорее всего, одна из причин – определенный тип питания. Появились новые технологии пищевого производства, которые внедрены во многих развитых странах.

В этой связи очень актуален скрининг колоректального рака с целью ранней диагностики. На стадии скрининга можно выявить предраковые заболевания. В большинстве случаев любой рак проходит стадию трансформации доброкачественных новообразований, полипов и т.д. Развитие раковой опухоли можно предотвратить путем удаления такого рода доброкачественного образования через колоноскоп. Своевременное выявление полипа в кишечнике позволяет избежать обширного полостного оперативного вмешательства.

У нас есть планы по развитию скрининга колоректального рака во Владимирской области для выявления этой онкопатологии на ранних стадиях. Я уже разговаривал с руководством департамента здравоохранения администрации Владимирской области на эту тему. Будет заключено соответствующее соглашение между Государственным научным центром колопроктологии и профильным департаментом. Сейчас этот вопрос прорабатывается.

Есть определенные стандарты скрининга колоректального рака, они разработаны и в нашей стране. Если мы говорим о случайном (спорадическом) раке, то чаще всего он поражает людей в возрасте старше 50 лет. Начиная с этого возраста следует обследовать население с помощью тестов на выявление скрытой крови в кишечном содержимом, и очень хорошо, что данный вид исследования включили в диспансеризацию.

В случае выявления скрытой крови необходимо обследовать всю толстую кишку, ее сегменты – ободочную, прямую кишку. Например, методом колоноскопии или сигмоидоскопии, поскольку рак часто локализуется в левых отделах толстой кишки. Таким образом можно достичь хороших результатов в ранней диагностике и снизить смертность от онкопатологии.

– Но здесь существует определенный психологический барьер. Многие пациенты стесняются обращаться к проктологу. Болезнь переходит в более серьезную стадию. Эффективность лечения снижается…

– Да, мы должны проводить информационную кампанию для профилактики колоректального рака в прессе, на телевидении, в Интернете, во всех информационных источниках. Счастье людей в их собственных руках. Мы можем реализовать программу скрининга, но для этого сами пациенты должны вовремя прийти к специалисту. И не нужно этого бояться. Это ваша жизнь, здоровье, ответственность перед самим собой и близкими.

– В чем будущее колопроктологии? Какие новые технологии появляются?

– В лечении злокачественных заболеваний активно развивается междисциплинарный подход. И это не только онкологи, но и терапевты. Как я уже говорил, чаще всего рак поражает людей после 50 лет, когда уже имеются сопутствующие заболевания – перенесенные инсульты, инфаркты, варикозная болезнь вен нижних конечностей, сахарный диабет и прочая патология. Все специалисты должны подключаться, чтобы подготовить пациента к оперативному вмешательству или лучевому лечению, химиотерапии.

Убежден, что будущее колопроктологии – в профилактике. Мы должны достичь того, чтобы как можно меньше ставился вопрос об «отрезании». Я хирург, и, может быть, это странно звучит из моих уст. Получаю настоящее удовольствие, когда нам удается внедрить методы лечения без удаления органа.

Современные технологии очень быстро развиваются. На нашем веку в колопроктологии произошла даже не одна технологическая революция, а несколько таких революций – в методиках лечения, в оснащении, в диагностическом оборудовании, в лекарственных средствах.

Вот сейчас в рамках нашей конференции открывается сессия по эндоскопии, где будут обсуждаться возможности выполнения органосберегающих операций через эндоскоп, в том числе возможность лечения через колоноскоп начальных форм рака путем резекции (частичного удаления) стенки кишки.

Это успешно делает наш коллега, бывший соотечественник, гражданин Соединенных Штатов Сергей Вениаминович Канцевой. Профессор приехал в Суздаль и поделится своим опытом. Он разработал технологию, создал специальное устройство для ушивания дефекта стенки толстой кишки с применением колоноскопа. То, что раньше казалось фантастикой, становится явью. Одна из российских компаний сейчас регистрирует это устройство, чтобы идея ученого вернулась в Россию.

Есть технология удаления начальных форм рака и крупных доброкачественных новообразований. Если раньше такие новообразования в слепой кишке или в восходящей ободочной кишке требовали полного удаления пораженных фрагментов, то теперь эти образования можно точечно удалить через колоноскоп. Опухоль удаляется вместе со слизистой оболочкой, когда остаются только мышечные и серозные слои. Да, это сложная многочасовая работа, но зато какой эффект!

Когда мы рассматриваем хирургическое лечение новообразований прямой кишки, мы тоже говорим о современных специальных технологиях. Опухоль удаляется вместе с окружающей клетчаткой, причем без широких разрезов и проникновения в живот, а через естественное отверстие. Затем дефект ушивается с помощью специального устройства. Такие операции тоже делают в России.

Не далее как в прошлом году наш сотрудник Станислав Викторович Чернышов, обобщив данные 400 собственноручно прооперированных пациентов, защитил докторскую диссертацию на тему «Органосохраняющее лечение аденом и аденокарцином прямой кишки». Это молодой человек, ему 39 лет. Он заведующий хирургическим отделением онкопроктологии.

– Представляется важным внедрять современные технологии не только в столичных клиниках, но и в регионах, чтобы высокотехнологичные операции были доступны и на местах.

– Есть такое понятие, как маршрутизация. В любой профессии, особенно в хирургии, очень важно иметь концентрацию пациентов и рационально выстроенные потоки. Хирургия – это рукоделие. Наилучший успех там, где операции в хорошем смысле на потоке, где большая практика. И это характерно для всех стран.

Сошлюсь на статью ведущего американского колопроктолога Стивена Векснера, опубликованную три года назад в британском научном журнале «Colorectal Disease». Профессор Векснер первым выполнил лапароскопическое удаление правых отделов ободочной кишки, первым провел колопроктэктомию по поводу язвенного колита. В общем, эксперт в нашей отрасли знаковый.

Так вот что я с удивлением узнал из статьи профессора. Оказывается, в США нет единого канцер-регистра. В каждом штате – свой регистр, а общей базы нет. У нас специализация, а там принцип семейного врача. Американский хирург может оперировать и щитовидную железу, и варикоз нижних конечностей, и онкопатологию.

Когда профессор Векснер посмотрел канцер-регистры нескольких штатов, то выяснил, что около 50 процентов всех операций по поводу рака прямой кишки выполняются с формированием постоянной стомы (противоестественного заднего прохода). Если бы использовались более продвинутые технологии, то от стомы можно было бы отказаться, а это, как вы понимаете, совсем другое качество жизни.

Стивен Векснер приходит к выводу, что должна быть концентрация таких пациентов в специализированных клиниках. С этой целью он даже организовал в Соединенных Штатах специальное общество. По подсчетам эксперта, через каждую такую клинику в год должно проходить не менее 40 пациентов с раком прямой кишки. Это пороговая цифра, когда можно получить хороший результат лечения.

Давайте откроем во Владимире специализированный центр, где будут выполнять трансанальные микрохирургические вмешательства, подслизистые резекции. И что получится? Не найдется столько в области пациентов, нуждающихся в таком типе оперативных вмешательств. А ведь эта технология требует серьезных вложений средств, дорогостоящего оборудования. Это не рационально и не принесет нужного эффекта.

Да, когда речь идет о часто встречающихся заболеваниях, о диагностике, пациент должен получать такую помощь в регионе. Почему мы хотим сотрудничать с Владимирской областью в программе скрининга? Сотрудники нашего центра будут чаще приезжать во Владимир, обучать докторов технике выполнения колоноскопии, трактовке диагностических данных. Сейчас эндоскопист с помощью современных технологий может с высокой степенью вероятности предположить, есть процесс озлокачествления или нет. Точность диагноза – более 90 процентов.

Сейчас обсуждается вопрос создания референсных центров с целью улучшения ранней диагностики онкопатологии. Задача центров – анализировать поступающие данные из региональных медучреждений для верификации результатов, рассмотрения сложных случаев, консультирования и т.п. Современные технологии это позволяют.

Что такое хорошая патоморфологическая лаборатория? Она должна быть оснащена очень хорошим оборудованием. Мы скоро откроем новый корпус в центре колопроктологии. Целый этаж в нем будет отведен под патоморфологическую лабораторию. В лаборатории стоит автоматическое оборудование, но автоматы полностью человека не заменят. Они лишь упростят работу специалистам. Клиническое мышление не теряет актуальности.

В англоязычной медицинской литературе есть такой термин – «операторозависимый метод». Это касается рентгенологических, патофизиологических исследований, ультразвуковой диагностики. Автоматы также используются в клинико-биохимических лабораториях. Результаты там выдаются автоматически. Основная же часть исследований требует заключения врача-специалиста.

Мы знаем, что сейчас есть программные продукты, которые могут поставить диагноз. Однако без специалиста все равно не обойтись, и у него должен быть хороший опыт.

– В минувшую среду вы посетили колопроктологическое отделение Владимирской областной клинической больницы. Что вы можете сказать об увиденном? Как оцениваете региональную профильную службу?

– Я увидел, что во Владимирской области есть команда, которая хочет улучшить качество медицинской помощи, намерена всеми силами добиваться этого улучшения. Да, здание хирургического корпуса требует обновления. Всё со временем устаревает. Но то, что вы смогли организовать и реконструировать операционную, – большое благо. В операционной установлены светодиодные операционные лампы последнего поколения, хороший операционный стол. От этого зависит качество хирургии. Ваши колопроктологи хорошо подготовлены: участвуют во всех мероприятиях, организованных Ассоциацией колопроктологов России, осваивают лапароскопические технологии. У вас работают очень грамотные специалисты.  

Комментарии: 0